Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

 

6. Сферы жизнедеятельности человека и общества

 

Говоря о Церкви в предыдущей главе, мы часто имели в виду не Тело Христа, что уместно в молитвах, а Церковь как общественный институт духовной сферы жизнедеятельности общества. Чтобы расшифровать последнее предложение, придется договориться о терминологии. Под институтом мы будем понимать не привычное высшее учебное заведение, а социальную институцию или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования). О сферах поговорим подробнее.

Сферы жизнедеятельности общества

Это понятие употребляется весьма часто, но строгой системы в этой терминологии пока нет. Так, википедия в разделе «социальный институт»  различает 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.

«Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.

Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии.

Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи».

Эта классификация идет не от человека, а от общества, поэтому скорее она напоминает бюджет государства.

Попробуем выдвинуть в порядке эксперимента свою версию сферического устройства мира, окружающего человека. Назовем три («Бог троицу любит») сферы бытия человека. Что видит и чувствует вокруг ребенок, что видел вокруг себя наш дальний предок?

Людей. Мать, семью, близких – эта сфера постоянно расширяется до общества, это социальная сфера.

Предметы, пищу. Это материальная сфера. Особо выделим здесь природу как первичную основу всего материального.

Нечто невидимое, пока неосознанное, побуждающее к действиям. Это духовная сфера, которую можно назвать умом, идеями, совестью, творчеством или просто Богом.

Человек существует во всех сферах одновременно, поэтому изобразим нашу версию в виде наложенных друг на друга кругов. В центре, там, где присутствуют все сферы,  – человек. А нас интересуют образовавшиеся сегменты, где действуют по две сферы, а третья отсутствует.

 

 

 

В нижнем сегменте присутствует природа и люди, О Боге и о совести как бы речи нет. Это – социо-материальный сегмент. Человек должен питаться от природы, спасаться от холода и хищников. Всё это делается совместно как у животных, так и у человека, с тем отличием, что человек способен придать совместному выживанию рациональный характер: осмысленное разделение труда, поиск и освоение новых ресурсов, обмен материальными ценностями. Сюда, по-видимому, следует отнести науку как средство изучения природы. В этом же сегменте существует проблема сохранения популяции, воспроизводство человеческого рода. Для краткости назовем этот сегмент экономикой. Но можно говорить и об экономической сфере существования человека.

Правый сегмент – природа  и Бог. В человеке существуют природные животные инстинкты, но Бог кроме того одарил его способностью творить и помнить о существовании Создателя. Это сегмент преодоления инстинктов. Человеку поручено хозяйствовать в природе, а рачительный хозяин должен думать о сохранении природы, где всё взаимосвязано. Назовем этот сегмент экологией.

Левый сегмент – самый заполненный. Здесь решаются вопросы взаимоотношений людей и людских сообществ на основе морали и законов. Здесь находится всё созданное не природой, а человеком, т.е. культура в самом широком понимании этого слова. Здесь созданы общественные институты Церкви, семьи, политики, государства, права, гражданского общества. Назовем этот сегмент (опять же для краткости и наглядности) культурой.

Напомним еще раз, что полученная схема не является узаконенной, общепринятой. Она просто поможет нам структурировать изложение нашего предмета. Из схемы ясно, что большая часть сведений, которые должен получить читатель, находится в сегменте «Культура». Вспомним, что наш предмет имеет длинное название «Духовно-нравственная культура и обществознание».

В первой части книги, посвященной духовной сфере, мы говорили только об одном общественном институте, о Церкви.  Влияние религии на человека и общество реализуется главным образом через Церковь, но не только непосредственно через нее. Просвещающему воздействию подвергаются и те, кто находится вне Церкви, и это видно в особенности в наше время. Тотальность воздействия религии на человека выражается в том, что нет такой деятельности, такого поведения, такого общественного института, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы оценки с религиозных позиций.

Семье, являющейся корнями общества, в христианстве придается важнейшее значение. Особой заслугой христианства следует считать утверждение моногамной семьи. Христос осуждал всякое нарушение незыблемости брака, осуждал его расторжение даже на «законных», казалось бы основаниях. В конце I тысячелетия Христианская Церковь устанавливает взгляд на брак как на таинство.

Можно сказать, что культура и, в частности, искусство нашей цивилизации представляет синтез античной и христианской культуры, привитый к древним этническим корням. Для большинства народов, ныне относящихся к нашей цивилизации, влияние христианства стало доминантным. В России, например, церковная культура, т.е. архитектура, живопись, музыка, литература в течение веков были единственной возможностью общения с искусством. Вплоть до новых времен все величайшие произведения искусства создавались в лоне Церкви. При этом в приобщении к искусству участвовали три главных аспекта: чувственное (эстетическое) восприятие, сознательная оценка эстетического восприятия и творческий акт создания. Вышедшее из лона Церкви, искусство часто утрачивает сознательный, содержательный аспект. (Так, лектор-атеист перед исполнением религиозных музыкальных произведений Баха, Моцарта, Чайковского внушает слушателям, что, дескать, композитор, творя музыкальную ткань, не придавал религиозному сюжету никакого значения). Церковь предостерегает против чрезмерного увлечения эстетическим (чувственным) аспектом искусства.  Искусство, в том числе и внешне далекое от религии, имеет идейное содержание, может увлекать человека в ту или иную сторону по отношению к главным ценностям – называются они христианскими или «общечеловеческими».

Наука, во многом определившая развития нашей цивилизации, вовсе не противоречит религии, хотя это упорно внушалось атеистической пропагандой. Да, случались необоснованные попытки богословов и клириков вмешаться в сферу эмпирического познания. Но наряду с конфликтами такого рода, получившими известность именно благодаря своей исключительности, уместно вспомнить несметное количество ученых, известных не только своими научными достижениями, но и глубокой религиозностью. Павлов и Планк подчеркивали свою религиозность, Ньютон и Ломоносов написали выдающиеся богословские трактаты, Щварц и Мендель были монахами, Коперник – священником. Грамотность людей и целых народов, печатание,  распространение и сохранение книг – а это предшествует науке – в этом Церковь сыграла выдающуюся роль.

Роль труда в жизни человека освещена с первых глав Библии. С самого начала там присутствует и понятие о труде как о естественном способе владения природой, так и как о средстве наказания, средстве воспитания. Прослеживается и разделение труда, и справедливое вознаграждение за труд. Труд, совершаемый для других, для их пользы, физической или духовной, расценивается как добродетель, как исполнение новозаветной заповеди о любви к ближнему.

Государство, по представлению Церкви – установление необходимое, призванное исполнять общественно-полезные функции, применяя, в том числе, и насилие. Христос призывал платить подати («кесарю – кесарево»), апостол Павел говорил: «Нет власти не от Бога». И это несмотря на то, что и сам Христос, и его последователи претерпели от государства. «От Бога» не означает, что всякое государство хорошо. Но христиане против насильственных действий вообще, государство в лице его руководителей должно смягчаться под влиянием идей любви к ближнему. Поэтому Церковь никогда не приветствовала кровавых революций.

<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление