Из книги
Георгий Трубников
Духовно-нравственная культура
+
обществознание
Конспект интегрированного курса
7. Экология
Природное начало в человеке
Самопознание отдельного человека, отдельной личности начинается с раннего детства, наверное, с того момента, когда он впервые осознает, что есть «Я» и есть «не Я». Все приходит постепенно, и чем больше человек узнает, тем больше возникает вопросов.
Не будем прослеживать весь путь, а остановимся сейчас на одном важном эпизоде жизни, через который проходит, возможно, каждый человек. Однажды подросток или юноша сталкивается с проблемой. Вдруг он обнаруживает, что, оказывается, он любит одновременно двух девушек, а не одну. А положено любить одну: ведь именно об этом ему говорят родители, литература, песни, которые он слышит. «Что же это такое, – думает он, - все люди как люди, нормально влюбляются, нормально женятся, живут в единственной семье. А если и случаются измены и разводы – так это же осуждается обществом. Неужели я обречен на презрение? Что же я за выродок такой, прямо животное какое-то. Хуже животного: вон лебеди как любят друг друга». Эти душевные мучения могут перерасти в устойчивый комплекс неполноценности и отравить человеку всю жизнь. Поэтому есть смысл поговорить о лебедях.
Можно выделить два типа животных, различающихся по способу брачных отношений: моногамный и полигамный. Моногамный брак – устойчивый парный брак, при котором самец все время рядом, он помогает выращивать детей. Типичные моногамы – лебеди, голуби, многие другие птицы, из млекопитающих – волки, лисы, бобры.
В полигамных видах семья как таковая отсутствует, существует стадо, в котором главенствует один самец, оплодотворяющий всех самок стада. Свое право на главенство вожак регулярно доказывает в поединках с другими самцами, которые после поражения отступают на периферию стада и, к слову сказать, выполняют функцию дозора от врагов, в первую очередь оказываясь жертвами. Следует отметить несколько важных обстоятельств, связанных с полигамными видами. Первое – потомство у полигамов оставляет самый сильный, что способствует выживанию популяции. Второе – самка полигама, хотя ее роль выглядит пассивной, должна уметь выбрать победителя, в этом смысле она отвечает за качество потомства. Кстати, она не проявляет никакой ревности, в то время как моногамная самка отгоняет соперниц от своего гнезда. Третье – полигамные самцы внешне сильно отличаются от самок (яркая раскраска, размеры, растительность), в то время как моногамы разных полов издали просто неразличимы.
Теперь представим себе, что человек принадлежит к животному миру. (Стороннику эволюции это сделать совсем легко, а к позиции креационизма мы еще вернемся). В этом случае человек как биологический вид – моногамен или полигамен?
Сам факт моногамного брака в нашей стране, вообще в христианском мире мы должны пока отставить в сторону: в других человеческих обществах встречается и полигамный брак. Нам нужно обратиться к биологии. Мы видим, что в среднем мужчина крупнее женщины. Его вторичные половые признаки – борода, усы – ярко выражены. По этим признакам человек полигамен. Важнейшим обстоятельством служит также тот факт, что ближайшие «родственники» человека – человекообразные обезьяны – полигамны.
Креационисты и верующие люди, отрицая прямое происхождение человека от обезьяны, тем не менее, не отрицают, что обезьяна по времени происхождения может являться предшественником человека. Задумав человека, возможно, Создатель взял геном обезьяны за прототип, тем самым оставив в человеке очень многие животные признаки обезьяны.
Напрашивается вывод, что по своей животной природе человек полигамен. Но вся история человечества, вся культура, которая им создана, говорит о том, что с некоторых пор моногамный брак показал свою большую эффективность для выживания и развития человеческого вида. Да, до сих пор существуют на земле места, где полигамные отношения либо существуют как остатки первобытного общества, либо узаконен. Но сравните эти миры. Что дали человечеству полигамные группы, чем они являются сегодня? Бедность, отсталость, несправедливость, отсутствие признаков гражданского общества. Кто бы из нас добровольно согласился бы уйти в такое общество?
Мы живем в цивилизации, которую чаще всего называют европейской или христианской цивилизацией. Моногамность есть один из важнейших признаков нашей культуры. «Не прелюбодействуй» написано еще в десяти ветхозаветных заповедях. Брак освящается таинством в католицизме и православии. Начиная с библейских писаний и Платона наша культура пронизана пониманием любви как высокого духовного чувства.
Вернемся к нашему юноше с проблемами. Очень важно, чтобы он осознал, что те чувства, которые он испытывает, не только для него характерны. В той или иной степени этими чувствами мучаются и другие люди. Осознать свои чувства, подняться над собой в самоанализе, найти способ справиться с чувственными проблемами – вот задача растущего человека. Достоинство человека состоит в том, чтобы, ощущая в себе звериные инстинкты, самому справиться с ними. Религия называет это борьбой с греховностью, она выработала методы самосовершенствования человека. В их основе лежит именно осознание чувств.
И не только религия. Зигмунд Фрейд подавал себя атеистом, но то, что он сделал для человека мыслящего, зачтется на том свете, который он отрицал. Фрейд (1856-1939) создал учение о психоанализе, сущность которого сводится к тому, что определяющую роль в развитии каждого человека и общества в целом играют бессознательные влечения и желания. По Фрейду, беспредельное вожделение – это основа всякой психической жизни, либидо (энергия влечения) – это неутолимый душевный голод, оно не имеет какого-либо определенного содержания и цели. Говоря языком физики – это не вектор, а скаляр. Энергию можно накопить, можно растратить. Человек научился использовать природную энергию, скажем энергию речной воды, в своих целях, заставляя ее вращать колесо мельницы, турбину электростанции, направляя воду в искусственное русло для орошения земли и т.д. Точно так же он способен, как показал Фрейд, направить энергию влечения не только на прямое удовлетворение половой страсти, но и на самое разнообразное творчество. Фрейд ввел такие понятия как «замещение», т.е. изменение русла, по которому направляется энергия, и «сублимация», т.е. возгонка, возвышение цели к высоким и тонким проявлениям человеческого духа. Неизвестно, был ли Владимир Маяковский знаком с учением Фрейда, но он очень точно отразил акт сублимации:
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить –
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марии Иванны,
считая
своим
соперником.
Итак, в человеке сосуществуют с одной стороны его природная, животная основа, инстинкты, с другой стороны – человеческое, божественное начало, творческие способности, потребность к высокому и непознанному, ощущение красоты. В единстве и борьбе этих двух начал и состоит путь человека в его духовном развитии, здесь строятся его взаимоотношения с обществом.
Использование и сохранение природы
Мы говорили о природном в человеке, но следует сказать еще и о взаимоотношении человека с окружающей природой.
Вспомним дилемму, сформулированную русским классиком: природа - это храм или мастерская? В христианском понимании и то, и другое - крайности, содержащие доли истины. Природа - творение Божие, следовательно ее нужно любить и беречь. С другой стороны - сотворив человека по Своему образу и подобию, Бог сделал его обладателем и владыкой природы, от которой человек должен питаться. “Со скорбью будешь питаться от нее” (Быт. 3,17) - может быть именно это должно служить нам напоминанием об ограничении использования природы.
Сегодня проблема сохранения природы весьма актуальна, в обществе зреет понимание этого вопроса. Существует целое «Зеленое движение», которое своим существованием напоминает человечеству о необходимости беречь природу. Однако весьма часто “зеленые” впадают в крайность, препятствуя техническому прогрессу, в целом направленному все же на благо человека. Если какой-то технический проект, вторгаясь в природу, тем не менее позволит в итоге накормить голодных, которых пока в мире немало, не стоит протестовать против него, но следует требовать подробной и гласной разработки природоохранных мероприятий, необходимо возражать против урбанистических излишеств.
Нас более всего беспокоит сам человек, утрата им единства с природой, проявляемая на каждом шагу. Молодой тракторист, почти мальчишка, опьяненный алкоголем и мощью своего трактора, корежит газон, кустарник, деревья, вываливает мусор и сливает масло где угодно, оставляет на два часа включенным двигатель около жилого дома, в кураже сорит бутылками и бранными словами - все это перед покорно молчащими людьми. Скажешь ему: “побойся Бога”, а он тебе ответит: “А Бога нет, папаша”. Подрастет такой, остепенится, станет начальником и спокойно подпишет акт о введении в действие цеха без очистных сооружений. Религия, культура, экология, экономика - все это неразрывно, все это проходит через душу человека.
Выживание человечества
Важнейшая проблема современности – проблема перенаселенности земли. Впервые эта проблема была высказана в конце XVIII в. английским экономистом Т.Р. Мальтусом (Malthus; 1766 - 1834). В соответствии с его теорией, благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (во времена Мальтуса эти темпы хорошо описывались соответственно геометрической и арифметической прогрессиями). Из теории следовало, что рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).
Как выглядит эта проблема сегодня, на рубеже тысячелетий?
Динамика населения по регионам в XX и начале XXI в. (прогноз), млн. чел.
|
1900 |
1950 |
1975 |
2000 |
2025 |
Весь мир |
1656 |
2513 |
4033 |
6199 |
9065 |
Россия, СССР, страны на территории бывшего СССР |
130 |
180 |
254 |
312 |
368 |
Восточная Азия |
950 |
673 |
1063 |
1406 |
1650 |
Южная Азия |
706 |
1255 |
2205 |
3651 |
|
Латинская Америка |
64 |
164 |
323 |
608 |
961 |
Северная Америка |
81 |
166 |
236 |
290 |
332 |
Африка |
130 |
219 |
406 |
828 |
1479 |
Европа |
295 |
392 |
474 |
520 |
580 |
Австралия и Океания |
|
13 |
21 |
30 |
44 |
Прогрессия роста населения в мире осталась геометрической, но показатель прогрессии снизился за счет стран Европы и Северной Америки. В этих странах эпизодически даже наблюдается уменьшение численности населения. Причина здесь лежит на поверхности: люди научились планировать рождение детей. В остальном мире рост по-прежнему значителен, задача, по-видимому, состоит в том, чтобы внедрить европейский опыт в страны, живущие традициями. Нетерпеливые экспериментаторы, называющие себя неомальтузианцами, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран. Прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости». Понятно, что христианская мораль не может принять эти рассуждения в качестве рецепта, но проблема остается.
Мальтус поднял вопрос об ограниченности природных ресурсов, указав на истощение почв и грядущий недостаток продовольствия. С голодом человечество пока в основном справляется. Но всё явственней проявляется ограниченность энергетических ресурсов. Традиционные источники энергии - уголь, нефть, газ, уран – являются полезными ископаемыми, их месторождения истощаются и не возобновляются. Оценки показывают, что все они будут выработаны чуть ли ни к середине XXI века. Ученые теоретически показали, что выход может быть найден в ядерных реакциях синтеза («управляемая водородная бомба»), где природным топливом является дейтерий, содержащийся в обычной воде. К 2017-му году во Франции будет построен международный экспериментальный термоядерный реактор, будет получен ответ – перспективен ли этот путь получения энергии.
Вне зависимости от этого человечество приходит к пониманию необходимости самоограничения в потреблении энергии. Использование ветряных и приливных и солнечных электростанций, энергосберегающие технологии – ко всему этому проявляется всё больший интерес.
Но главная проблема – человеческая. Нужно, чтобы каждый человек старался быть во всем экономным и бережно брал у природы лишь необходимое. Христианам следует почаще вспоминать, что идеал аскетизма был изначален в нашей религии.
\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\