Из книги

Георгий Трубников

Духовно-нравственная культура

+

обществознание

Конспект интегрированного курса

10. Экономика 

Экономика – деятельность по созданию оптимального механизма регулирования условий производства и потребления.

У людей есть потребности (материальные и духовные), есть деятельность, заключающаяся в производстве продуктов (материальных и духовных), и есть задача производить именно то и именно столько, сколько требуется. Исторически первая экономическая форма – это «натуральное хозяйство», где группа людей производит продукты только для себя, где потребители и производители не разделяются. Например, семья производит только такое количество продуктов, которого хватает для удовлетворения первичных потребностей и простого воспроизводства. Этот период в принципе может быть как угодно долог, поскольку потребности могут расти.

На следующем этапе семья производит избыточное количество продуктов, например, столько зерна, что его не съесть. К тому же выясняется, что в мире существует такой привлекательный продукт как виноград, который в данной местности не растет. Возникает прямой товарный обмен. Это - первый шаг к рынку. На следующем этапе появляются деньги как всеобщий эквивалент товаров и услуг.

 Поскольку человеческие потребности бесконечно разнообразны, экономика не может ограничиваться простым арифметическим расчетом, а принимает во внимание все социокультурные факторы. Экономика страны, соответственно,  в огромной степени зависит от ее культуры – в том числе правовой, политической, этической, религиозной.

Экономику еще можно определить как учение об ограниченности возможностей и выборе. Ограниченность возможностей существует из-за того, что человеческие потребности практически безграничны, в то время как ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.

Ресурсы или, как они еще называются, факторы производства – это земля, труд, капитал и предпринимательство. Земля включает почву и природные ресурсы: минералы, леса, воды, климат, гавани, выпадение осадков. Труд – это использование (эксплуатация0 человеческого времени, энергии и способностей для производства и распределения товаров и услуг. Капитал состоит из созданных человеком орудий и оборудования, произведенного товара и эквивалентных им денег. Предпринимательство – процесс принятия решений.

Владельцы ресурсов получают за их использование соответственно: ренту за землю, зарплату за труд, процент за капитал и прибыль за предпринимательство.

Так как в любой момент существуют определенные ограничения в ресурсах, существует и граница наших возможностей в производстве товаров и услуг. Поэтому отдельные люди, фирмы и правительства вынуждены выбирать из своих пожеланий, причем так, чтобы получить максимум, используя существующие ресурсы.

Делая свой выбор в условиях неограниченных желаний и ограниченных возможностей, каждое общество должно получить ответы на следующие фундаментальные вопросы:

-         Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

-         Как должны быть произведены эти товары и услуги?

-         Кто получит и сможет воспользоваться этими товарами?

Способ ответа на эти фундаментальные вопросы задает экономическая система. По существу есть две экономические системы: рыночная и распределительная. В распределительной системе на все поставленные вопросы отвечает государство. Желая взять на себя всю экономическую сферу и встречая при этом сопротивление, государство неизбежно начинает управлять и всеми другими сферами жизни человека. Такой экономический, политический и духовный строй называют тоталитарным.

Рыночная экономика (а мы будем здесь говорить только о рыночной экономике), управляется ценами. Основные принципы рыночной экономики: выбор, выгода, самоопределение участников, равенство экономических прав, равновесная цена между спросом и предложением.

Цена.

Когда цена товара повышается, продавцам выгодно увеличивать производство, но покупателям не выгодно покупать слишком дорого. Когда же цены снижаются, ситуация становится противоположной. Таким образом цены посылают «сигналы» покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.

В условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Спрос – это количество товаров и услуг, которые покупатели приобретут по различным ценам. Спрос изменяется в сторону, противоположную изменению цен. Это значит, что по более высоким ценам товаров приобретут меньше, чем по низким. Степень влияния колебаний цен на спрос зависит от эластичности спроса на конкретный товар.

Предложение - это количество товаров и услуг, которые продавцы предложат на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время, его объем изменяется в том же направлении, что и цены. Другими словами, при высоких ценах на продажу будет предложено больше товаров и услуг, чем при низких и наоборот.

Цена, при которой товары и услуги будут проданы, называется ценой равновесной или рыночной ценой. Такая цена устанавливается, когда объем спроса в точности равен объему предложения. Рыночная цена может быть графически изображена как точка пересечения кривых спроса и предложения.

Колебания спроса и предложения оказывают влияние на рыночную цену. При неизменных условиях увеличение спроса приводит к увеличению рыночных цен, и наоборот. Аналогично увеличение предложения вызывает понижение цен и наоборот.

Инфраструктура.

Качество экономики, ее способность удовлетворить потребности людей определяет развитость ее инфраструктуры. Инфраструктура стоит «на трех китах»: рынок, биржа, банк.

Рынком в данном случае мы называем место, где совершаются сделки, где встречаются продавец и покупатель. Это и примитивная толкучка, где люди продают и обменивают собственные вещи, и специализированные магазины, где покупают на выбор товары по розничным ценам, ярмарки и выставки продажи, где в целях рекламы товары могут продаваться по сниженным ценам, оптовые рынки, где цена товара всегда ниже розничной, поскольку нет затрат на работу продавца. На аукционе продаются уникальные, как правило, вещи, цена на которые устанавливается непосредственно во время торгов в результате соревнования.

Биржа - место, где люди продают и покупают акции, целые компании, партии товаров, валюту, лицензии на разработку полезных ископаемых и т.д. По механизму биржа близка к аукциону, с той разницей, что, купив товар, покупатель не уходит, а тут же предлагает купить его за несколько большую цену. Этот процесс идет непрерывно в течение рабочего времени биржи. На бирже действуют два вида работников: брокеры и дилеры. Брокер – посредник  (или посредническая фирма), получивший определенные временные полномочия от хозяев, с которыми он эпизодически согласовывает свои действия по покупке и продаже. Он получает вознаграждение в виде определенного процента от сделки. Дилер действует от собственного имени, сам занимается куплей-продажей ценных бумаг, валют, товаров. Его прибыль формируется за счет изменения цен во времени. Те и другие внимательно следят за всем, что происходит в мире: за политикой, научными открытиями, развитием технологий, экономическим состоянием стран, климатом. Любое произошедшее событие может повлиять на уровень цен. Например, новое изобретение Билла Гейтса скорее всего приведет к возрастанию цены акций его компании и падению цены на продукцию его конкурентов. Открытие нового месторождения алмазов приведет к падению цен на них. Победа социалистов на выборах в какой-то стране вполне может снизить курс валюты этой страны. Все это пытается предугадать биржа.

Банки – учреждения, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющее денежные расчеты. Главная функция банков – обеспечивать сохранность вкладов и быть источником ссуд.

Поговорим немного о самом понятии «кредит». В деловом мире взять деньги взаймы можно только под проценты, т.е. возвращать деньги приходится с некоторой прибавкой. Тот, кто дает деньги в долг, получает от этого доход. Его капитал при этом растет, поэтому это занятие – давать деньги в рост – называлось ростовщичество. На протяжении многих веков это слово имело негативный оттенок, займодавцы в литературе изображались алчными и жестокими людьми. Это понятно: репутацию ростовщикам создавали поэты, которые во все времена были людьми бедными, они сами порою были вынуждены брать в долг под проценты и на жесткие сроки, а занятие это мало приятное. Но ведь не ростовщик виноват в том, что ты попал в безвыходное положение, ты же сам к нему пришел. Нельзя забывать, что, давая в долг, займодавец всегда рискует. С появлением сети банков отношения кредиторов и получателей кредита утратили личностный характер, но неприязнь к тому, кто дает в долг, осталась. В одном западном фильме есть эпизод ограбления банка, когда оказавшиеся свидетелями клиенты банка аплодируют грабителям. Конечно, их вклады застрахованы.

Во избежание риска банки чаще всего практикуют давать кредит под залог. Тогда в случае невозврата ссуды банк через суд получает в свою собственность заложенную собственность. Но есть банки, которые внимательно рассматривают проект нового предприятия, и, если оно сулит успех, дают деньги без залога, чаще всего оговаривая свою долю в предприятии. Таким образом банк берет на себя часть риска, без которого невозможно предпринимательство.

Банки являются активными посредниками. Они берут (взаймы, под проценты) деньги у пассивных вкладчиков, желающих лишь сохранить свой капитал, несколько приумножив его, и дают тем, кто способен серьезно преумножить капитал в предпринимательстве. Банки стараются собрать все капиталы, которые лежат в кассах отдельных фирм, а также на руках («в чулках») рядовых граждан без движения. Если вы положили в банк свои деньги на достаточно длинный срок, то он за этот срок успевает несколько раз «прокрутить» их, каждый раз получая прибыль. Отсюда поговорка: «Деньги делают деньги». Разумеется, банк не может пустить в оборот сразу все средства, поскольку вкладчики могут потребовать свои деньги в любой момент (в случае срочного вклада они при этом, правда, не получат свой процент). На этот случай у банка имеется резервный фонд. Поэтому банки стремятся также иметь собственный капитал. Чем больше у банка собственного капитала, тем меньше риск от инвестиций, т.е. вкладов в предприятия.

Банки занимаются покупкой и продажей акций, участвуя в биржевой игре. Они часто владеют крупными и даже контрольными пакетами акций крупных предприятий. Их главной заботой и ответственностью в данном случае является назначить такого управляющего (менеджера) предприятия, чтобы он обеспечил прибыль и развитие.

 Бизнес или предпринимательство есть те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг с целью получения прибыли, т.е. прежде всего торговля, индустрия и транспорт.

Прибыль – это не любые деньги, которые получает предприниматель, это не полученный кредит, не дотация, не дар. Прибыль – это результат коммерческой операции, когда из полного дохода (денег, полученных за товар или услуги) вычитаются собственные затраты (прямые и косвенные расходы, включая стоимость купленных товаров и зарплату) и налоги. Остаток, если он есть, называется прибылью. Если же разница оказалась отрицательной, то это означает убыток.

Малый, средний и крупный бизнес – понятия, разумеется, относительные, тем более в разных странах. Малый бизнес характеризуется не столько объемами денежного оборота или количеством управляющего персонала, сколько прозрачностью структуры: предприятие принадлежит физическим лицам, не является частью более крупного предприятия.

В советское время считалось, что крупные предприятия более эффективны, нежели малые. Эта установка привела к строительству огромных заводов и населенных пунктов вокруг них, с которыми теперь очень непросто разобраться. В действительности практика ХХ века показала, что именно малые предприятия получают больший процент прибыли.

На малом предприятии обозримый коллектив, который легче привлечь к общим задачам фирмы, короче исполнительская вертикаль. На нем быстрее выявляются и продвигаются талантливые люди. Малые предприятия быстрее реагируют на рыночные изменения, обновляют технологические процессы, меняют ассортимент товаров и услуг. В особенности эти преимущества сказываются  в конкуренции с государственными предприятиями. Поэтому в России начиная с начала 90-х годов государство, убедившись в преимуществах малого бизнеса, пытается помочь его становлению. Малый бизнес нуждается в помощи, поскольку у него есть свои проблемы, и прежде всего недостаток управленческого опыта предпринимателей, высокий риск, трудность получения кредита, правовая незащищенность, рэкет, традиционно негативное восприятие со стороны населения.

 

Экономика и этика

Говоря в начале этой главы о сферах жизнедеятельности общества, мы определили сегмент экономики как сугубо материальный. Однако это не означает, что в экономике отсутствуют понятия духовности, нравственности. Они присутствуют, поскольку в экономике действует человек. Можно даже сказать, в экономике сегодняшней России моральные проблемы необычайно актуальны, они связаны с понятиями частной собственности,  богатства,  бедностью.

Многим поколениям россиян в детстве закладывалось понятие, что богатым быть стыдно. В школьные учебники всегда включался рассказ про детство Володи Ульянова, будущего Ленина. Он обожал песенку, которую семья пела хором: “Богачу-дураку и с казной не спится. Бедняк гол как сокол - поет, веселится”.

Единственное библейское изречение, которое люди знали с детства - это “богатому так же невозможно попасть в Царство Божие, как верблюду пойти сквозь игольное ушко”. Оно часто повторялось в книжках, радиопередачах. Надо сказать, что пропагандисты той эпохи вполне преуспели в своей цели привить людям неприятие, даже ненависть к богатым людям. Мы сегодня сталкиваемся с этим повсеместно.

Коммунистическая уравнительная концепция, сводившаяся к экспроприации экспроприаторов, нуждалась в идеологическом обосновании. Для этого тотальная пропаганда в числе прочего ссылалась на якобы исходящее из евангельского учения осуждение богатства и восхваления бедности. Давайте же вернемся к этому эпизоду, описанному в трех Евангелиях. К Иисусу подошел молодой богатый человек и спросил, что нужно делать, чтобы попасть в Царство Божие. Иисус, которому этот человек понравился за его вдумчивость, раскрывает перед ним две ступени самосовершенствования.

Первая - это соблюдение обычных заповедей, вторая - отказ от земных богатств и всецелое следование тому пути, который доступен избранным.

Прочтите сами описание этого эпизода, и вы убедитесь в том, что Христос, разговаривая с богатым юношей, был далек от того, чтобы обличать его. Он говорил с любовью и глубоким сочувствием, и речь шла не только о жизни вечной, но о совершенстве, о максимальных требованиях к себе. Богатому труднее освободиться от бремени материального. Христос раскрывал людям смысл вероучения и постоянно прибегал к максимам, которые нелепо переносить в повседневный быт.
Кстати, пропаганда говорила именно “невозможно”, хотя в подлиннике сказано “…трудно попасть в Царство Небесное” (Мф 19:24).

Но мало того. Оказывается, “игольным ушком” в Иерусалиме называли самые малые по размеру ворота в городской стене. Эти ворота сохранились до сих пор. Верблюду в эти ворота было пройти действительно нелегко, а с поклажей - невозможно. Освободиться от поклажи - вот в чем смысл метафоры. Понять, что земное богатство само по себе ничего не дает в вечной жизни.

Смысл христианского учения не в призыве к равенству в бедности. И действительно, стремление к уравниловке основано на зависти, которая в христианстве определяется как смертный грех. И Христос и апостолы учили богатых людей “чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны” (1 Тим. 18).

Для православной России эта проблема весьма актуальна. Идеал бедности, хотя и не провозглашен Церковью, доминирует в церковной практике. Нужны большие усилия, чтобы в православии возобладали идеи Святого апостола Павла, который своими делами подавал пример и призывал своих последователей добросовестным трудом зарабатывать себе не только на пропитание, но еще и столько, чтобы из этого они могли сотворить добро другим (напр. Еф.4:28).

Исповедуемая христианством свобода человека распространяется и на его стремление к успеху, на готовность достигнуть результатов. Успех находит свое выражение в богатстве, в развитии и расширении сферы деятельности. Человек свободен в своем праве распоряжаться своей собственностью. Ответственный человек, честно уплатив налоги, прежде всего заботится о продолжении своего дела, имеющего общественную значимость. Ответственный человек проявляет солидарность к окружающим, помогая нуждающимся, добровольно выделяя средства на социальные нужды.

Виднейший немецкий социолог Макс Вебер в 1905 году опубликовал работу с выразительным названием «Протестантская этика и дух капитализма». В ней он впервые сделал сравнительный анализ наиболее значимых религий и показал четкую связь экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений.

Современный человек, дитя европейской культуры, неизбежно и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрения. Его интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались в направлении, получившем универсальное значение, хотя эмпирические знания, размышления о проблемах жизни и мироздания, философская, а также глубокая теологическая мудрость жизни, познание и наблюдения поразительной тонкости — все это существовало и в других странах, прежде всего в Индии, Китае, Вавилоне и Египте.

Только и именно на Западе возникли ставшие универсальными, всепроникающими культура, наука, сословные и демократические государства, непрерывная тяга к модернизации, всё то, что мы называем европейской цивилизацией, а Вебер пользовался термином капитализм. При этом Вебер подчеркивал: ″«Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — можно с полным правом сказать, что оно свойственно людям всех типов и сословий всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу»″.

Дух капитализма Вебер увидел в аскетическом рационализме, содержащемся в христианстве как нравственном учении и наиболее последовательно и конкретно воплощенном в этике протестантизма – одной их ветвей христианства. В свою очередь, общая протестантская мораль сложилась во многом под влиянием личной нравственности пуритан – английских последователей кальвинизма.

Общение с Богом не заканчивается покаянием на исповеди и молитвой, не ограничивается списком совершенных благочестивых поступков. Ответственность перед Богом постоянна, она сопровождает тебя всегда, в том числе и во время труда, предписанного тебе Богом.

Идеальный тип капиталиста Вебер обозначал так: «ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Его не смущает, что в окружающем мире такой образ жизни не популярен, что его поведение даже вызывает насмешки и осуждение «природных» людей. Напротив, он верит в свою избранность, он ориентируется на божественную волю, он рационально преобразует свое существование для осуществления своего призвания, он методически контролирует свое поведение.

Именно делами человек в наибольшей степени угождает Богу. Профессиональная деятельность – не обуза, а призвание. С профессиональной точки зрения цель любого предприятия – получение прибыли. Однако обман как проявление лжи неприемлем. Честность в бизнесе – это не только чистая собственная совесть. Это еще и престиж, приносящий выгоду.  Обязательства человека по отношению к доверенному ему иму­ществу, которому он подчинен в качестве управителя или даже своего рода «машины для получения дохода», ложится тяжелым грузом на всю его жизнь. Бизнес по-настоящему эффективен только при расширяющемся производстве. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы имущество было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом во славу Божью.

В итоге всё, что создает капитал, служит общему благу. Только вот определять, что является общественным благом, должен сам капиталист. Можно щедро раздавать милостыню на паперти храма, можно в праздник выкатывать бочку пива для рабочих, а можно накопить денег на устройство университета и контролировать его деятельность. В наше время существуют мощнейшие рациональные благотворительные фонды, созданные богатейшими капиталистами Фордом, Рокфеллером, нашим современником Биллом Гейтсом.

Россия в свое время не прошла трудный путь Реформации, этика капитализма прививается к ней нелегко. Многим сегодняшним быстро разбогатевшим россиянам недостает чувства солидарности, когда они демонстративно окружают себя роскошью на фоне бедности слишком многих людей, провоцируя их на зависть.

Однако в истории России  было явление, во многом напоминающее Реформацию, тем более, что оно тоже произрастало на религиозной почве. В том самом 1905 году, когда  социолог Макс Вебер обнаружил, что среди германских и австро-венгерских предпринимателей явное большинство составляют протестанты, а не католики, в России обнаружилось, что 2/3 богатых купцов и фабрикантов составляют старообрядцы. Рябушинские, Морозовы, Бугровы, Гучковы, Зимины, Хлудовы, Малютины, Якунчиковы, Солдатенковы, «фарфоровые короли» Кузнецовы,  Третьяковы, Мамонтовы, Щукины,  Бахрушины, Алексеевы – все они вышли из старообрядческой среды.

Строгое трезвенничество, более чем умеренные потребности в быту, честность и обязательность в делах, а главное, упорный, каждодневный труд от зари до зари - так закладывались и умножались состояний многих будущих "миллионщиков". Честность как одна из черт образа жизни оборачивалась у них высочайшим качеством производимой продукции, которая не только успешно конкурировала с зарубежной, но и превосходила ее. А это способствовало росту отечественной промышленности. Прижимистые в расходах на собственные нужды русские миллионеры из старообрядцев не жалели средств на благотворительность: строили и содержали приюты для бедных, школы, училища, больницы; субсидировали развитие науки и культуры; обустраивали города. Из этих династий вышли выдающиеся предприниматели, политики, деятели науки и культуры.

Сближение судеб английского пуританизма и русского старообрядчества поражает. Получается, что гонимое за веру меньшинство вырабатывает в своей среде схожие ментальные признаки. Получается, что капитализм в России имел такие же перспективы, как на Западе. Октябрьский переворот прервал этот процесс. Старообрядцы истреблялись большевиками с удвоенной настойчивостью: и за то, что открыто и твердо верят в Бога, и за то, что не бедные, не нищие.

 

Благодаря коммунистической пропаганде частная собственность в глазах советского человека была  пугалом,  синонимом средства угнетения человека человеком, а капиталисты – сущими дьяволами во плоти. История попыток отрицания частной собственности нагляднейшим образом показала их несостоятельность, обреченность. И цена этого эксперимента, проведенного большевиками, - миллионы жизней и судеб, разруха и нищета.

Будущее поколение российских предпринимателей, воспринявшее идею солидарности, обратит свои достижения на благо общества. Но и общество избавится от предвзятости,  изменит в лучшую сторону свое отношение к капиталистам.


<<<НАЗАД    ВПЕРЕД>>>

\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\

Оглавление