Из книги
Георгий Трубников
Духовно-нравственная культура
+
обществознание
Конспект интегрированного курса
12. Механизмы формирования и функционирования власти.
Политическая система общества включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, т.е. все взаимодействия властвующего и подвластного. При таком определении в ней выделяют подсистемы.
Экономическая осуществляет адаптацию общества к потребностям в потребительских товарах и услугах;
Политическая определяет коллективные цели, мобилизует ресурсы, принимает решения;
Социальная обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачу норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации поведения личности;
Духовная осуществляет интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности.
Однако чаще под политической системой имеют в виду именно целевую, сугубо политическую подсистему, включающую в себя институты власти. Институт власти – совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства. Говорят: «институт парламентаризма», «институт народного волеизъявления», «институт охраны порядка», «институт общественных организаций». В этом понимании политическая система технична, как бы обездушена, она аналогична, например, электронной системе управления. На входе такой системы – требования и поддержка общества, на выходе – политические решения и действия. Продолжая аналогию с техникой, можно говорить о необходимости в такой системе обратной связи, которая отслеживает последствия решений и действий и предохраняет от режима генерации, ведущему к разрушению системы. Роль обратной связи в политической системе выполняет оппозиция – институционально оформленные группы, предлагающие иные решения, нежели власть.
В таком понимании устройство политической системы еще не описывает сущность общественных отношений. Так, политическая система СССР формально содержала все упомянутые и другие институты, свойственные демократическому обществу. Согласно Конституции СССР, в стране были и всеобщие свободные и тайные выборы, был парламент, были профсоюзы, общественные организации, даже разделение властей. И вместе с тем всему миру было ясно, что никакой демократии в СССР нет. Именно в этой связи в политологии и появилось понятие политического режима.
Политический режим – совокупность методов, приемов и средств осуществления политической власти. Политические режимы отличаются друг от друга прежде всего политическими силами, находящимися у власти, механизмами осуществления власти и ее целями, тем, как она реально осуществляется, правами граждан, мерой соотношения убеждения и принуждения. В зависимости от соотношения демократии и диктатуры в организации общества в политической практике можно выделить три основных типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм. Название происходит от латинского «totalis», в английском есть слово «total», что означает «весь, целый, полный». Тоталитаризм означает полный контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Диктатура – это неограниченная власть. Диктатуры в истории возникали довольно часто – и в античности и позже, но все они были внутренне непрочны, поскольку держались исключительно на воле диктатора.
Тоталитаризм – принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии. Государство имеет всеобъемлющую власть в обществе, основанную на государственной монополии национальной собственности и вытекающих из этого принудительного господства и подчинения. В основе лежит идея о необходимости абсолютной власти государства, государство рассматривается как единственный общественный институт, способный осуществить порядок, охрану и защиту граждан. Тоталитаризм возникает на базе а) слабой экономики (а значит и острых социальных противоречий), б) низкого культурного уровня, в) нездоровой психологической атмосферы в обществе. В этой ситуации всегда возникает желание усиления роли государства в управлении обществом, передать ему функции мобилизации, контроля, распределения и управления ресурсами.
Признаки
1). Монополизация власти и ее неограниченные полномочия во всех сферах жизни общества и человека.
2). Диктатура одной партии, слияние партии и правительства.
3). Государственный статус идеологии. Идеи признанной доктрины неоспоримы, абсолютны и общеобязательны. Монополия власти на средства массовой информации дает возможность осуществлять массированное идеологическое и психологическое воздействие. Ложь, выдаваемая за истину, не только пронизывает общество, но проникает и в индивидуума.
4). Использование силы и принуждения. Репрессии. Использование секретных служб для выявления инакомыслящих.
5). Тенденция к милитаризации общества.
Авторитарный режим. При этом режиме авторитарная власть обращена к народу, а потому поддерживается им. Авторитаризм по духу близок к тоталитаризму.
Признаки.
1). Власть не имеет тоталитарных амбиций. Это чаще всего власть добровольно признаваемого авторитета правящей элиты. Власть легитимна. Политическая деятельность элиты избегает конфронтации и откровенно силовых решений.
2). Размытость идеологической ориентации и национального интереса.
3). Гражданские свободы контролируются правительством. Влияние на людей осуществляется в форме директив, приказов, распоряжений.
4). Тщательно скрываемое применение силы, не приводящее к потере авторитета.
5). Демократические институты сохраняются, но с ограничениями.
Часто авторитаризм, допуская некоторую степень индивидуальной свободы, допускает и умеренную оппозицию в неких пределах.
Демократический режим существует в двух основных формах – парламентский и президентский. Основан на деятельности представительных учреждений, их выборности, законности осуществления своих полномочий и подотчетности институтам гражданского общества (электорату и его объединениям).
Признаки.
1). Соблюдается принцип разделения властей, их контроля и баланса. Бюрократические проявления исполнительной власти предотвращаются системой контроля со стороны представительных и судебных органов.
2). Существует многопартийная система, при которой партии оспаривают свое представительство в представительных органах в ходе предвыборной борьбы.
3). Всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Борьба за власть носит открытый характер и базируется на предусмотренных законом процедурах.
4). Существует местное самоуправление граждан, принимающее самостоятельные решения по местным проблемам, не противоречащие закону.
5). Разнообразные общественные ассоциации граждан – группы по интересам, группы давления, профсоюзы и т.д. выступают полноправными субъектами демократической системы власти и строят свои отношения с государственной властью на принципах соучастия и сотрудничества.
6). Гражданские права и свободы гарантируются и защищаются государством.
7). Признается и реализуется принцип подчинения меньшинства большинству в виде подчинения меньшинства закону, принятому большинством. При этом государство уважает интересы меньшинства и выступает посредником споров и конфликтов между большинством и меньшинством.
8). Существует оппозиция, которая не преследуется, исключается однопартийная система. Оппозиция имеет доступ к средствам массовой информации.
Говоря об оппозиции, следует отметить, что именно она осуществляет функцию обратной связи, о которой мы говорили как о желательном элементе политической системы. Оппозиция предупреждает власть о возможных негативных последствиях политических действий, активно участвует в контроле за государственными органами, предает гласности злоупотребления, сообщает о недовольстве населения политическими действиями. Истинно демократическая власть бережно относится к оппозиции, старается не допускать острой конфронтации. Оппозиция становится деструктивной тогда, если она лишается представительства в органах власти, теряет доступ к государственным СМИ. Борясь за выживание и апеллируя к справедливости, свою политическую деятельность оппозиция переносит на улицы, она озабочена уже не заботой об общем благе, а стремлением разрушить авторитет власти, при этом она апеллирует непосредственно к людям, порой вольно или невольно воздействуя на низменные инстинкты толпы.
\1\2\3\4\5\6\7\8\9\10\11\12\13\14\15\16\17\18\19\20\21\22\23\