Глава V. Россия в мировом сообществе.

Россия теряет свою роль великой державы. Тревожит ли христианских демократов вопрос национальной гордости?
Именно с национальной гордостью и стоит разобраться. Всякий вопрос мы рассматриваем с точки зрения человека - богоподобного и греховного одновременно. Гордость (в Церкви это называется гордыней) - это желание человека возвыситься над другими. Любому человеку неудобно самому себя хвалить. Будет смешно, если человек будет говорить о себе, какой он добродетельный, талантливый, хорошо влияющий на окружающих. А возвыситься хочется. И вот он начинает пользоваться таким методом: я, конечно, обычный человек, я грешный, но зато я принадлежу к великой нации. Я выше всех тех, кто не принадлежит к столь великим народам.
Помнится, один литературный начальник сказал на съезде писателей: "Я горжусь, что заикаюсь на русском языке". Вот уж лучше не скажешь. Нечем гордиться, если свой собственный язык, язык Пушкина, толком не освоил, не говоря об иных языках.
Гордиться в хорошем смысле, не перед людьми, а перед собственными побежденными слабостями, ты можешь только тогда, когда, преодолев их, сумел сделать нечто ради высокой цели.
Эти очевидные с христианской позиции истины нелегко утверждаются в нашем обществе, а именно отсюда проистекают многие социальные заблуждения.
Но ведь всегда говорилось, что у России своя миссия, свое особое предназначение.
К сожалению, это особое предназначение слишком часто называлось мессианским (говорится "миссия", слышится "мессия"). Россия действительно давно идет своим путем. Все, что происходит на ее пространствах, становится бесценным опытом для всего человечества. Но беда в том, что самим русским людям этот путь приносит слишком много несчастий. Вот и сейчас мы пожинаем плоды чудовищного по историческим масштабам эксперимента, начатого большевиками. Глядя на нас, западный мир многое понял, многое скорректировал на своем пути. Если кого-то из нас это может утешить - слава Богу. Но мы должны все сделать, чтобы впредь не поливать так обильно нашу землю кровью. И в первую очередь избавиться на уровне каждого отдельно взятого человека от самообольщения, которым мы себя тешим.
Вы считаете, что Запад стоит на правильном пути, а мы на неправильном?
Нам не дано знать, чей путь к цели человечества правильный. Однако можно сказать, что сегодня Запад ближе к этой цели, но не потому, что там люди живут материально лучше, чем мы. Там человек свободнее, там больше человеческой доброты. В этом может убедиться любой непредвзятый россиянин, имеющий теперь принципиальную возможность выехать за рубеж.
По вашей логике мы проиграли Западу, разве не унизительно сознавать это?
Даже в спорте не унизительно проиграть достойному сопернику. Но мы же не на ринге и не на беговой дорожке. Мы говорим о судьбах миллионов людей, здесь слово "проиграли" совершенно неуместно. В том, что с нами произошло, из ныне живущих никто персонально не виноват. Нужно думать о будущем, честно анализируя свой опыт. Не грех и не унижение - поучиться у Запада многому, как у старшего брата. О братстве говорить вполне уместно, ибо они такие же христиане, как и мы. Только они вдвое старше нас: им две тысячи лет, а нам только тысяча.
А практически нужно отринуть ревность, недоверие, предвзятость, подозрительность, высокомерие, исключить ультиматумы. Не нужно повышать голос, когда идет речь о расширении НАТО. Прекратить говорить о сферах влияния, целиком отказаться от поддержки сомнительных политических режимов. Вместе с другими демократическими государствами участвовать в миротворческих процессах, в борьбе с международным терроризмом.
Не стыдиться принимать помощь и брать в долг, но свято соблюдать условия долга, т.е. использовать полученные средства так, как это диктуется методиками инвестиционных режимов, способствующих развитию рыночной экономики. В этом и состоит братское партнерство, лишенное уничижения.
Западный мир за последние пятьдесят лет колоссально изменился, там господствуют открытость и миролюбие. Подружились между собой веками воевавшие страны, это особенно видно на примере Германии и Франции. Европейское Сообщество - небывалое в истории образование, когда свободные страны добровольно создали прозрачные границы, единую валюту, общий парламент. За этим стоит многолетняя упорная работа по усилению доверия, и нам, христианским демократам, приятно сознавать ту огромную роль, которую сыграла в этом процессе христианско-демократическая политика. Для стран бывшего СССР этот опыт просто неоценим, если мы хотим, размежевавшись, вновь соединиться.
Нам нужно научиться доверять другим странам, другим народам. Гарантом честности намерений стран Запада является их прочная внутренняя демократия, открытость.
Вы все время говорите о сближении с Западом, но ведь есть еще и Восток, есть исламский мир, где религиозный фактор стоит на первом месте и ведет отнюдь не к миру. Существует ли противостояние христианского и мусульманского миров?
Казалось бы, ответ очевиден. Достаточно провести воображаемую линию через горячие точки планеты: Босния, Албания, Кипр, Ливан, Палестина, Карабах, Абхазия, Чечня, Таджикистан. Эту линию легко назвать линией фронта между христианским и мусульманским мирами. На самом деле это лишь очаги национальных конфликтов, окрашенные в религиозные цвета. Виноваты в конфликтах не учения Христа и Магомета, а невежество их мнимых последователей, помноженное на фанатическую нетерпимость.
Да, сегодня слишком многие террористические группировки называют себя исламскими. Но делать на этом основании вывод о порочности ислама означает встать на порочный, тупиковый путь. Понятно, что христианско-мусульманский диалог еще предстоит. И в нем должна будет принять участие православная общественность России, кровно заинтересованная в недопущении религиозных конфликтов. К этому нужно готовиться уже сейчас, начиная с собственного исцеления, изживая в себе нетерпимость и претензии на исключительность.
На массированной атеистической пропаганде, проводившейся в мусульманских республиках, лежит двойная вина. Кроме духовного опустошения народов, она закладывала почву национальных конфликтов, поскольку эмиссары атеизма, проявлявшие неуважение к исламу, говорили, как правило, на русском языке. Погасить источники национальных и религиозных конфликтов, не дать им принять характер мирового пожара лучше всего сумеют люди, искренне и глубоко уважающие религию.
Может быть, именно в этом и состоит историческая миссия России.

Санкт-Петербург, 1996-98

<НАЗАД ВПЕРЕД>