Его мировоззрение

Фотоочерк О. Гордеевой и М. Шарапова

 

НЕСОМНЕННО,    что «Открытый эфир» Ленин­градского  телевидения, где проводилась встреча с кандидатами по нашему избирательному  округу № 52, привлек внимание не только колпинцев и пушкинцев — об этом го­ворило обилие вопросов, поступивших  даже  из других городов страны.

Эта страница «Ижорца» посвящена одному из кандидатов — Георгию Ивановичу   Трубникову, научному    сотруднику НИИЭФА им. Ефремова, коренному ленинградцу, искренне    преданному своему городу и его людям. Об этом мы и по­пытаемся рассказать, ибо, как сказал Георгий Ива­нович в «Открытом эфи­ре», программа кандида­та в народные депута­ты — это не список обе­щаний, а комплекс его мировоззрения...

* * *

КАЗАЛОСЬ, к выдви­жению претендентом на депутатский мандат он готовился  всей  своей жизнью. Его молодость пришлась на годы бурно­го подъема политической мысли, того недолгого периода раскрепощения, которое наступило после XX съезда партии. Ге­оргий Иванович учился в Москве и жил полной жизнью тогдашнего сту­денчества, поколения ше­стидесятых. А после ис­пытал всю горечь разоча­рования, понял, как труд­но быть не как все, не плыть по течению, а про­бовать отстаивать свои убеждения и взгляды...

Он человек того ха­рактера, который обяза­тельно требует реализа­ции своих возможностей, талантов в каком-нибудь деле. Чаще дело это не для себя, а для других, но обе стороны от при­частности к нему испыты­вают закономерное удов­летворение реализуемого творчества, потребностей души. Трубников ушел с головой в научную ра­боту. Но он не из тех, для кого свободное время в тягость. Андрея Возне­сенского открыл для себя неожиданно и навсегда. Для него это не просто лучший, а великий поэт. Читать его может по нескольку часов подряд, и слушают его заворо­женно, а со своим куми­ром Георгий Иванович поддерживает дружеские отношения, знаком и с Даниилом Граниным.

Трубникова с удоволь­ствием приглашают на литературные вечера и ребята, и учителя. И та­ких школьных встреч за год бывает до двух де­сятков.

Со школой Георгий Иванович, кажется, и во­обще  не  расставался. Больше двадцати лет на­зад создал он в своей, поселковой, агитбригаду «Бушприт». О тех временах воспитанники уже разных поколений хранят самые теплые воспомина­ния.

Следующим этапом в реализации своих воз­можностей стало созда­ние любительского объ­единения «Невская бит­ва». О нем и его участии в реставрации церкви Александра Невского в п. Усть-Ижора рассказы­валось не однажды не только   на   страницах «Ижорца», но и во всех ленинградских   газетах. Примечательно, что на разных этапах этой двух­летней работы в объеди­нение вливаются все но­вые силы, взрослые и школьники, целые семьи. А предвыборная кампа­ния пополнила ряды энту­зиастов «командой» дру­гого     кандидата — А. Т. Ошуркова.

Можно сказать, что каждая минута жизни Георгия Ивановича обога­щает его натуру новым содержанием. При всей своей занятости он не оставляет без внимания политическую    жизнь страны. По словам самого Георгия Ивановича, ново­го главу партии и госу­дарства М. С. Горбачева он, образно говоря, начал вычислять еще на исходе 1983 года. А долго сдер­живаемый порыв души проявился в знаменатель­ном 85-м, когда он написал письмо в ЦК с пред­ложением о прямых вы­борах партийных органов, так как считал и считает, что истинная демократия должна начинаться с де­мократизации самой пар­тии. Человек прямой и откровенный,    Георгий Иванович не скрывает своих взглядов и сужде­ний. Свои предложения реализует на деле, став, например,    активным участником   разработки положения о совете тру­дового коллектива у себя в институте, ибо считает, что СТК — это верный путь демократизации об­щества, начиная с его ячеек — трудовых   кол­лективов.

Что отличает Трубнико­ва? Активная жизненная позиция, не ожидание чьих-то указаний и ин­струкций, а принятие ре­шений самому и ответ­ственности — на    себя. Вчитайтесь в программу этого   кандидата — это его мировоззрение.

 

 

СТАРШИЙ ТОВАРИЩ

 

Выдвижение Георгия Ивановича Трубникова кандидатам в народные депутаты СССР — большая радость для нас, бывших учеников школы №273, участников агитбригады «Бушприт». Именно такие люди, как Георгий Иванович, являются подлинными представителями народа, способными в высшем органе власти придать новый импульс перестройке. Ведь главное, что мы должны знать о депутате,— это хочет ли он до конца отдать себя людям или же сделать шаг к карьере.

В Георгии Ивановиче у нас нет никаких сомнений: он всегда стремится отдать людям свое свободное время, свою энергию и способности. Агитбригада, созданная им для нас — самое светлое воспоминание школьной жизни. Мы собирались в школе по вечерам, сочиняли сценарии, репетировали, и тут же дискутировали о жизни, слушали стихи. Спектакли наши были веселыми, но лишь позже мы понимали, насколько они серьезны для нас. Он стал для нас настоящим старшим другом, разговаривал с нами доверительно, как с равными.

Когда Трубников вступал в партию, в то застойное время нам показалось это странным. Он ответил нам: «Партия — это не Брежнев!..»

Как хорошо, что в нашей юности мы встретили такого человека, а он нашел нас! Но самое главное — это верность агитколлективу, которую Георгий Иванович, сохранил на долгие семнадцать лет жизни, посвященные нам, подраставшему тогда поколению молодых. Эти связи не прекращаются и сейчас: жизнь нас объединила ныне трудовой биографией.

 

Ю. Жданов, М. Латманизова, М. Латманизов,

Т. Кочергина, Т. Исакова, И. Грачев,

сотрудники НИИЭФА мм. Ефремова

 

 

ЗА СТРОКАМИ ПРОГРАММЫ

 

Читаешь предвыборную программу Трубникова, отмечаешь ее радикальность, и вспоминаются прежние времена, когда такие тезисы в печати были невозможны. Но именно тогда многие из них вынашивались и проповедовались Георгием Ивановичем — свидетельствую это за двадцать лет знакомства с ним.

— Одна строчка в Конституции, — слышали мы не раз, — произвела бы в нашей стране революцию: «Если в бюллетене содержится только одна кандидатура, то в нем должны быть слова: «за» и «против». В программе это названо гарантиро­ванным тайным голосованием.

Или: «Перенесение центра тяжести общественно-полити­ческой жизни с предприятий на места жительства». Условия к тому налицо в небольших городах и в сельской местности. Что-то зарождается сейчас и в городе. Но ведь это предполага­ет: в свободное время после  работы, и по собственной инициативе, и уже с конкретным предложением или делом, и не за награды и пайки.

Какие тут могли быть перспективы у нашего сегодняшнего кандидата для официального послужного списка? Никаких. Только подвижничество в кропотливой работе для неясного будущего, только забота, чтобы слова твои не расходились с делом, только «ностальгия по настоящему» (А. Вознесен­ский).

Центр тяжести общественной активности Г. И. Трубникова всегда был за чертой рабочего времени. Что такое «внеклассная работа со старшеклассниками»? Это семнадцать лет самоотда­чи — дать детям то, чего они недополучают от школы, семьи, общества. Что такое «пропаганда литературы»? Это сотня поэтических вечеров, лекций, дискуссий, где главное — не литература, а жизнь, ради которой сеялось «разумное, доброе…». Что такое «Невская битва»? Это два года еженедельных воскресников, это необходимость ориентироваться в кори­дорах власти, это умение привлечь на свою сторону профессио­налов.

А сколько других «мелочей», если вырвать их из краткого текста биографии. Рискованные публичные выступления в за­щиту Солженицына или Хрущева в 60-х годах и критика консервативного члена Политбюро в 88-м. Или любимая всем институтом стенгазета отдела. Особенно «ленинский номер», включавший только выдержки из сочинений В. И. Ленина. С неделю, стоя в три ряда, сотрудники НИИЭФА читали эту газету в 1970-м. Тут и «Пушкинская речь» в присутствии ленинградских писателей, высоко ими оцененная; диспут о «Плахе» в 1986-м, когда гласность была еще неочевидной; опубликованный спор с Евг. Богатом об «Анне Карениной» и многое другое.

Каждый эпизод заслуживает отдельного рассказа. Особо можно отметить: проекты изменений в Уставе КПСС но вопросам выборов в партии, клуб «Инициатива» или положение о самоуправлении трудового коллектива НИИЭФА — это наиболее близкое к сегодняшнему дню.

Почему у Г. И. Трубникова так много этого «настоящего»?

Просто он не ждет, пока позовут, предложат, доверят.

Неординарная жизненная позиция человека с ординарным послужным списком.

 

Ю.ПАРАШИН, инженер НИИЭФА им. Д.В. Ефремова.

Назад в повесть