Тема 12

Формы государственного правления

А. Монархия.

Это форма правления, при которой верховная власть принадлежит полностью и безраздельно одному лицу и передается в дальнейшем по наследству. Это самая древняя форма правления, дошедшая до наших дней. Современные монархии являются как правило, номинальными, конституционными, когда монарх делит власть с институтами парламентской демократии. Признавая монархию историческим анахронизмом, можно, тем не менее, выделить ряд ее привлекательных черт.

1.      Стабильность. Власть предельно сконцентрирована, она опирается на сословие, обязанное монарху своей властью на местном уровне, служащее ему преданно.

2.      Эффективность. Решения принимаются быстро и энергично, они незамедлительно вступают в силу.

3.      Элитарность. В окружении монарха оказываются люди, обладающие, по его мнению, мудростью, образованностью, энергией.

4.      Монарх с детства воспитывается и получает образование именно как верховный правитель, ответственный перед Богом и перед страной, в то время как политик, пришедший к власти в зрелом возрасте, только начинает знакомиться с тем кругом знаний и проблем, где ему предстоит работать. К тому же для прохождения трудного пути к власти требуются одни качества, а для управления страной – совсем иные.

 А.1 Абсолютная монархия. Власть монарха ни с кем не делится, представительные органы, если существуют, являются лишь совещательными. Эта форма практически изжила себя.

А.2 Дуалистическая монархия. Существуют одновременно монархия и парламент, которые делят между собою власть. Парламент имеет законодательную власть, но урезанную монархом. Монарх независим от парламента, он формирует правительство. Существует в странах со слабыми демократическими традициями (Саудовская Аравия, Кувейт, Непал).

А.3  Парламентская монархия (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Испания, Япония). Власть монарха ограничена как в законодательной, так и управленческой сферах. Акты, исходящие от монарха, обретают силу лишь после утверждения парламентом. Монарх выполняет представительские функции.

Значение даже парламентской монархии не следует все же сводить к голому символу, к ритуалу, к условности. В общественном сознании монархия имеет смысл, нельзя исключать, что он может проявиться в каких-то экстремальных ситуациях.

Хуан Карлос де Бурбон

Король Испании. Родился в 1938 г. в Риме.
  1954 - бакалавр института Сан-Исидро в Мадриде.
  1955 - курсант в академиях и военных школах сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил.
  1961 - выпускник университета Комплутенсе в Мадриде.
  1962 - брак с греческой принцессой Софией.
  1969 - преемник главы испанского государства.
  1975 - коронация.
  1978 - референдум по конституции, установившей в Испании парламентскую монархию.
  1981 - разгром антигосударственного путча.

Б. Аристократия.

Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит узкому кругу лиц, представляющих определенный («благородный») социальный слой, касту, сословие и т.п., наделенных правом на власть в качестве их исключительной привилегии в силу сложившейся традиции, особых заслуг, знаний, таланта, происхождения, богатства и т.п. В чистом виде эта форма правления встречается и встречалась крайне редко. Упомянуть о ней следует в связи с тех, что, во-первых, она склонна переходить в олигархию, т.е. во власть богатого меньшинства, и во-вторых, в связи с аристократией возникает тема качества человеческого материала. С античности до настоящего времени существует мнение, что природа лишь немногих наделяет способностями к политике и управлению. Аристократия – это победа качества над количеством, когда власть добровольно отдается тем, кто ее достоин. «Всякий человек, если он взят не как отвлеченная математическая точка, имеет свой ценз, свои качественные достижения. Поэтому принцип ценза, но ценза духовного, есть истинный, более человечный принцип, чем его полное отрицание» (Н.Бердяев).

В. Диктатура.

Форма правления, при которой власть не ограничивается никакими законами, в которой единственной опорой является сила. Сила диктатуры может быть обусловлена:

а) силой определенных военных или полувоенных формирований;

б) силой организации поддерживающих ее социальных групп (диктатура меньшинства);

в) силой подавляющего большинства населения, вверившего одному лицу или группе лиц всю полноту власти для определенных целей или на определенное время (диктатура большинства).

Отрицательные свойства диктатуры ясны по определению, однако следует разобраться, почему порою в обществе высказывается желание вручить власть диктатору. Происходит это чаще всего тогда, когда в государстве в результате революций или иных потрясений на длительное время воцаряется беспорядок, беззакония, отчетливо проявляются охлократические тенденции (охлократия – власть толпы). История показывает, что диктатура иногда бывает способна навести в стране элементарный временный порядок. Однако постоянной тенденцией диктатуры является ее стремление узаконить свое положение, добиться легитимности. Тем, кто призывает к диктатуре, испугавшись трудностей, с которыми сталкивается  нарождающаяся демократия, следует оценить тот риск, который несет с собой диктатура. Неконтролируемая сила неизбежно приводит к жертвам.

Г. Демократия.

Поскольку мы говорим о форме правления, то в данном случае демократия – это то же самое что республика. Эта форма правления предполагает: а) выборность и периодическую сменяемость всех высших должностных лиц государства и всех властей, б) наличие представительных учреждений гражданского общества.

Система демократического государственного правления имеет три основных ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. При этом соблюдаются следующие принципы и условия взаимодействия:

1.                              Принцип разделения функций. Законодательная власть занимается законотворчеством, исполнительная – принимает решения и на основе уже принятых законов проводит их в жизнь. Судебная власть обладает правом толкования законов и следит за их надлежащим исполнением. Эти власти в пределах предоставленных им полномочий независимы друг от друга.

2.                              Принцип контроля. Для того, чтобы предотвратить злоупотребления властью, каждая из ветвей власти должна иметь возможность контролировать остальные.

3.                              Принцип баланса. Под балансом понимается гармония в отношениях властей, когда ни одна из ветвей не преступает границы своих полномочий. На практике баланс властей всегда является проблемой. Чаще всего исполнительная власть стремится уйти из под контроля и присвоить себе дополнительные полномочия. Однако есть примеры и противоположного характера. Так, на ранней стадии развития демократизма в России законодательный орган, Верховный Совет РСФСР, изначально бывший источником демократии, стал постепенно склоняться к сосредоточению всей власти в своих руках. Это привело к вооруженному противостоянию. Проблема была снята лишь с принятием всенародным голосованием нынешней Конституции России, которая  узаконила президентскую форму правления и провела достаточно четкие границы полномочий ветвей власти.

 

а) Исполнительная власть

Определение. Это власть, функции которой связаны с проведением в жизнь государственной воли, выраженной в законах. Субъектами исполнительной власти являются глава государства, правительство, низовые структуры власти, государственные чиновники и служащие всех уровней.

Исполнительная власть имеет разновидности: она может быть единоличной   или коллективной, реальной или номинальной, политической или неполитической, демократической или недемократической.

Исполнительная власть имеет особенности в условиях парламентской и президентской форм правления. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит правительству, которое ответственно перед парламентом, им формируется и контролируется. Премьер-министр обычно бывает лидер парламентской фракции, представляющей большинство в парламенте, именно он формирует правительство и представляет на утверждение парламента. В случае, если фракция не имеет большинства в парламенте,  может быть сформировано коалиционное правительство.

Исполнительная власть в президентской республике обладает большей степенью свободы. Реальная власть сосредоточена в руках президента, который избирается всем населением страны и независим от парламента. Предусмотрена процедура отстранения президента от власти (импичмент), которая приводится в действие в соответствии с действующей конституцией. Правительство формируется президентом, но в некоторых странах парламент принимает участие в формировании правительства. Так, в России парламент имеет право трижды не одобрить кандидатуру премьер-министра, после чего президент имеет право распустить парламент. Однако роспуск парламента – слишком рискованная акция, поэтому президент, как правило, подбирает кандидатуру премьер-министра, учитывая возможную реакцию парламента.

Президент имеет право: а) проявлять широкую законодательную инициативу и фактически осуществляет ее с помощью указов; б) определять внутреннюю и внешнюю политику государства, принимать все важнейшие государственные решения; в) накладывать вето при прохождении законов в парламенте; г) распускать парламент, условия роспуска определяются конституцией.

 

б) Законодательная власть

Мы уже говорили подробно о законодательной власти в главе о представительных органах, здесь мы отметим лишь ряд важных аспектов и подробностей.

Главной, по существу единственной функцией законодательной власти является принятие законов, независимо от того, кому принадлежат инициативы законопроектов.

Бюджет государства также является законом, принимаемым ежегодно.

Указы президента, по своей сути имеющие характер законов, всё же стоят ниже законов, поскольку не должны противоречить принятым к данному моменту законам. Указы используются тогда, когда требуется закрыть «белые пятна» в законодательстве. То же можно сказать и о нормативных актах правительства.

Отношения между исполнительной властью зависят многих факторов и имеют конкретный характер. На ранних этапах развития демократии велика роль парламента, его законотворческой деятельности и авторитета представительских учреждений. На более зрелых этапах, характеризующихся устойчивой правовой базой и необходимостью проведения законов в жизнь, усиливается роль исполнительной власти. При еще более зрелой демократии может вновь возрасти роль парламента. Это связано с тем, что личность президента выражает устремления общества лишь в первом приближении, парламент же является более точным отражением общества, его различных стратов.

 

 в) Судебная власть

Функции:

1. Разрешение споров между отдельными лицами, субъектами власти, организациями.

2. Толкование законов.

3.      Участие в создании законов.

4. Защита конституционных законов

5. Судебный пересмотр. Право объявлять действия других субъектов власти (исполнительной или законодательной) недействительными.

5. Консультативная.

Важнейшим принципом судебной власти является ее независимость. По Конституции России судьи несменяемы и неприкосновенны.

 

Коррупция.

Коррупция есть подкуп взятками, продажность должных лиц и политических деятелей. Эта проблема существует для всех ветвей власти.

Как бороться с коррупцией? Есть три пути, по которым демократическое общество идет одновременно.

1. Преследование, разоблачение  коррупции сыскными методами. Здесь важно, чтобы перед законом равно отвечали как взяткодатель, так и взяточник. При этом своевременное сообщение правоохранительным органам о готовящейся сделке должно полностью освобождать от наказания. Общепризнано, что этот путь, хотя он и необходим, редко приносит результаты

2. Создание моральной атмосферы, осуждающей коррупцию. Это не так наивно, как может показаться на первый взгляд. Моральный стимул – самый мощный стимул для развитого человека. А вот когда в обществе существует ходячее мнение, что «все берут», вот тогда и перестает действовать моральный фактор. На этом пути основная роль принадлежит религиозному влиянию. Искренняя и сознательная ответственность перед Богом – единственно возможная гарантия от преступления. Ясно также, что безраздельно полагаться на этот путь нельзя: в любом обществе найдутся люди, презирающие моральные нормы.

3. Создание системы, когда подкуп становится бессмысленным или практически трудноосуществимым. Рассмотрим с этой точки зрения три ветви власти.

Законодательная власть, если она правильно регламентирована, наиболее защищена от коррупции. Бессмысленно предлагать взятку депутату, единственной функцией которого является голосование в числе многочисленных коллег. Для получения результата взяткодателю придется обращаться слишком ко многим людям, а это для него рискованно.

Для того, чтобы было бессмысленно предлагать взятку чиновнику, государственному служащему, нужно создать систему, при которой от чиновника не зависит решение вопроса о направлении денежного потока и распоряжение собственностью. Чиновник должен лишь профессионально подготовить вопрос, но решать его должен либо представительный орган, либо, что еще правильнее, конкурсный механизм. Конкурсы, аукционы, тендеры – это достаточно хорошо разработанные механизмы, применяемые при распределении государственных и муниципальных заказов и собственности. От законодательных органов требуется детально проработать правила проведения конкурсов, обеспечить их полную прозрачность, предусмотреть все возможные уловки (сговор, недостаточная гласность и т.п.), которыми пользуются коррупционеры для того, чтобы выхолостить суть конкурсной системы.

Данные механизмы непригодны для судебной власти, поскольку судья по определению принимает решение единолично (за исключением суда присяжных, являющегося достаточно дорогим механизмом, разбирающим в основном дела об убийствах). Поэтому на первый план здесь выходят моральные факторы: присяга, несменяемость. Очень важен также контроль со стороны Верховного Суда.

 

 

Формы национально-государственного устройства

 

А. Федеративное управление

Слово «федерализм» образовано от латинского слово «феодус», что означает договор или соглашение. Из этого следует обязательный признак любого федеративного государства – союз двух или нескольких независимых государств, который носит договорный характер и предполагает соглашение между ними на формирование федеральной власти. Объединение независимых государств не означает отказа или утраты независимости отдельных государств и сохраняет за ними право самостоятельно решать вопросы, которые касаются только их.

Признаки федерации.

1. Распределение власти между центром и членами федерации. Члены федерации не являются в буквальном смысле суверенными. Юридически они лишены права самостоятельно выступать в международных отношениях или односторонне выходить из союза, объявлять войну, содержать армию, выпускать денежные знаки. Все вопросы государственной важности, например, безопасности, финансов, средств массовой коммуникации, использование ресурсов и т.п., передаются центру, тогда как вопросы местного (регионального значения должны решаться на местах. Субъекты федерации имеют различные названия – штаты (США, Индия), провинции (Канада), республики (СССР, Россия), области, края, округа (Россия), кантоны (Швейцария).

2. Принцип приоритета федерального закона. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания собственных конституций, законодательных актов. Они могут иметь свою правовую и судебную системы. Однако доминирование центральной (федеральной) власти над субъектами федерации означает неукоснительное соблюдение данного принципа.

3. Территория федерации не представляет единого целого, а состоит из территорий субъектов федерации.

4. Единство интересов и целей.

5. Центральное руководство. Для существования государства в федеративной форме необходима гибкая и эффективная система центрального руководства, позволяющая решать задачи центра, не подавляя самостоятельность регионов.

 

 

А. Унитарное государство.

Унитарными государствами являются Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, многие другие государства. Унитарная форма означает концентрацию власти в руках центрального правительства. Имеется в виду конституционный характер привилегии центральной власти. Если даже центральная власть делегирует часть своих полномочий местной власти (вплоть до автономии) добровольно, не меняя конституции, оставляя за собой право вернуть себе эти полномочия, то это означает унитарную форму правления.

Признаки унитарного государства.

1. Административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

2. Действует единая конституция.

3. Единая система высшей государственной власти.

4. Единое гражданство.

5. Единая правовая и судебная системы.

 

Кроме федеральной и унитарной систем правления можно говорить еще о двух формах, считающихся неустойчивыми.

Это, во первых, конфедерация, являющаяся в строгом смысле  не государством, а союзом государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях. Примером такой формы являлась еще сравнительно недавно Швейцария, постепенно перешедшая к федеральной форме правления. Весьма близким к конфедерации является развивающийся в настоящее время Европейский Союз – сугубо добровольное объединение независимых государств, уже имеющих не только парламент, но и единую валюту. Роль Церкви и христианской демократии в объединении Европы.

И, во-вторых, империя, считающаяся отжившей формой правления. Однако об империи следует поговорить подробнее.

Основной признак империи как государства – принудительный способ образования. Во всех случаях некое сильное государство захватывало более слабые либо вооруженным путем, либо путем экономического принуждения. Приобщая к себе соседние или удаленные территории, это сильное государство, называемое метрополией, становилось еще сильнее, приобретая ресурсы захваченных провинций или колоний. Как правило, власть в провинциях передавалась одному из представителей местной племенной знати. Назначенный правитель, опираясь в междоусобной борьбе со своими соперниками на имперскую военную силу, правил самостоятельно, но под контролем имперского наместника. Для империи были важны налоговые поступления из провинции, что и обеспечивала местная власть. В сущности, эти отношения между имперской и местной властью были договорными (вспомним слово федоус-договор). Однако такой договор, даже если он был оформлен документом, с течением времени терял свою легитимность в глазах населения колонии или провинции. В колониях неизбежно начинали усиливаться антиимперские настроения, переходящие в неповиновение, сепаратизм, освободительную борьбу и вооруженные восстания. При этом освободительная борьба была нем настойчивей и успешнее, чем сильнее проявлялись национальные и религиозные противоречия. Национализм угнетенной нации – чрезвычайно сильное чувство, способное в поколениях  сплотить людей вплоть до самопожертвования. Поэтому национально-освободительная борьба, даже если она растягивается на века, практически всегда заканчивается провозглашением независимости, поэтому рушатся империи. Такова судьба империй Александра Македонского и Чингис-хана, Римской, Османской и других. Во второй половине ХХ века распались колониальные империи, включая прежде всего Британскую.

На месте империи может возникнуть и единое федеральное или унитарное государство. Это бывает тогда, когда в имперской провинции с течением достаточно длительного времени  национальные проблемы сглаживаются путем взаимной миграции и ассимиляции, исчезновения языковых барьеров, взаимопроникновения культур.

Рассмотрим с этой точки зрения Россию. Российская империя была империей не только по названию. В течение веков она росла вокруг Московского княжества путем присоединения соседних государств, отнюдь не всегда мирным путем. Примером насильственного присоединения может служить, в частности, Новгородская республика, долго и упорно сопротивлявшаяся Москве и завоеванная большой кровью. Последними в этом ряду были среднеазиатские территории, присоединенные уже в конце XIX века.

Крушение Российской империи в результате революций 1917 года было не только крушением монархии, но и распадом единого государства. Временное правительство всеми силами стремилось сохранить территориальную целостность России и предпринимало меры по решению национальных проблем путем предоставления прав местного самоуправления и использования национальных языков. В основном же оно стремилось оттянуть решение национальных вопросов до созыва Учредительного собрания. Большевики же в одном из самых первых своих документов – Декларации прав народов России, принятой 2 ноября 1917 года, провозгласили «право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Этим правом немедленно воспользовались все народы, имеющие хотя бы какую-то государственность, т.е. национальную верхушку. Даже Украинская Рада на мирных переговорах в Брест-Литовске была представлена независимой делегацией. Прежняя Российская империя перестала существовать – экономически, политически, духовно.

«Собирание» империи началось во время гражданской войны. Собственно, гражданской эта война в основном для русских людей, в то время как для многих украинцев, грузин, армян, узбеков  и других это были  войны за независимость. С помощью Красной армии на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Хорезмском и Хиванском царствах были насажены советские режимы. Тем не менее, к 1921 году от бывшей Российской империи отошли территории Польши, находившейся ранее в ее составе, а также Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Украины и Белоруссии, Карской области (в Армении) и Бессарабии.

Окончательное восстановление империи произошло в 1939-40 годах, когда по сговору с Гитлером (пакт Риббентропа-Молотова) к Советскому Союзу насильственно были присоединены Эстония, Латвия, Литва, Бессарабия, части территорий Польши и Финляндии.

Политика советского руководства по национальному вопросу была внутренне противоречива. Согласно идеям Ленина, окончательное решение национального вопроса состоит во взаимной ассимиляции. Советское руководство старалось форсировать этот процесс, осуществляя массовую искусственную миграцию. Объявив очередную всесоюзную стройку в какой-либо республике, оно направляло на строительство и последующую работу на объекте целые армии русских рабочих и специалистов, предоставляя им не только работу, но и жилье. Так образовывались города и территории с преимущественно русскоязычным населением. Параллельно в республиках всеми средствами насаждался русский язык. Возможно, если бы такая политика продолжалась хотя бы сотню лет, национальные проблемы действительно сгладились бы. Однако параллельно шел процесс образования в республиках слоя образованных людей (речь идет прежде всего о среднеазиатских республиках). Молодая национальная интеллигенция не могла не столкнуться с вопросом о национальном самосознании, что обернулось националистическими тенденциями.

Тоталитарный строй боролся с национализмом свойственным ему способом: репрессиями, что всегда приводит к противоположному результату. Особенно это проявилось при принудительных переселениях целых народов: калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Реабилитированные в 1957 году, они вернулись на свои земли, где уже жили переселенные сюда русские, украинцы, белорусы, оказавшиеся также в трагическом положении. (Реабилитация тогда не коснулась немцев Поволжья, крымских татар, турок-месхетинцев, болгар, греков).

Таким образом, Советский Союз, называясь федеративным государством, по существу оставался империей. И распался, как всякая империя, как только в результате процесса демократизации ослабла центральная власть. Россиянам трудно назвать распад СССР положительным событием. Вместе с тем, следует благодарить Бога, что он произошел без большой крови, хотя нужно помнить кровавые инциденты в Тбилиси, Вильнюсе и Алма-Ате.

Все бывшие союзные республики отделились мирным путем, поскольку в Конституции СССР было записано их право на отделение, т.е. распад СССР произошел на правовой основе.

Однако для России  проблема распада империи этим не исчерпалась.  Для многих национальностей возник вопрос: «Почему права на отделение имела Туркмения и не имели Дагестан, Чечня, другие автономные республики?» Действительно, исторически все они были присоединены к России военной силой, ни о каких правовых принципах вхождения в РСФСР и СССР речь не шла, о референдумах тогда и не слышали, их современные территории были искусственно “нарезаны” в двадцатые годы в Кремле. Следует понять, что чеченцам дела нет до того, как их страну назвал Сталин - автономной или союзной республикой. Они хотят, как и туркмены, независимости, но современное российское общество и власть и слушать об этом не хотят, поскольку для нас превыше всего - территориальная целостность России. И ради этого понятия проливается кровь.

            Это не только для России характерно: любое государство противится дроблению. И для этого у него два рода мотивов. Первый связан с экономикой: сложившаяся производственная структура, коммуникации, недра, отношения собственности. Второй мотив - забота о людях. Ясно, что если некое большинство в автономном районе (являющееся меньшинством в федерации) стремится к независимости, то его не устраивают законы федерации, оно ощущает себя угнетенным. При получении независимости роли меняются:  в угнетенном положении оказывается новое меньшинство. Сепаратизм всегда чреват людским горем.

            Но следует ли считать целостность абсолютной ценностью? Не есть ли это стереотип, пережиток имперского мышления? Стоит ли ради нее губить тысячи человеческих жизней, или возможна ситуация, когда даже нарушения прав меньшинства  рассматриваются уже во вторую очередь, а экономические соображения - только в третью?

Понятно, как возмутится такой постановке вопроса “патриот”: как можно так относиться к завоеваниям предков, которые создавали нашу огромную страну, проливали за это великое дело кровь. Да, в те времена народы еще просто не знали других способов решения своих проблем.  История - это моря крови. И винить за это кого-то - бессмысленно. Но на пороге третьего тысячелетия от Рождества Христова необходимо, наконец осознать, что установка “дело прочно, когда под ним струится кровь” - вековое заблуждение. Не кровь, а Любовь соединяют людей.

 

Это не означает, что решением национального вопроса является всякий раз предоставление  права на независимость. Национальный сепаратизм, как уже сказано, приводит к новым трагическим противоречиям. Необходимо, чтобы эти проблемы решались не только на макро-уровне, не только над географической картой. Проблема суверенитета содержит два важнейших аспекта: региональный и национальный. И оба они связаны с человеком, который строит свои взаимоотношения с другими людьми последовательно: вначале семья, затем соседи, затем местное сообщество. Первостепенное значение приобретает развитие местного самоуправления. Именно здесь человек может явственно ощутить свою ответственность за все, что происходит вокруг него. Существует также такой институт гражданского общества, как  национально-культурная автономия, позволяющая национальностям сохранять свой язык и культуру, не ставя вопрос о политическом суверенитете.

 

 

.

 

 

 

Государство и церковь. Опровержение тезиса о предпочтении, которое отдает Церковь монархии.

< НАЗАД ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта