Урок 16

Национально-патриотические идеологии

Классифицируя известные идеологии, мы выделили в отдельный спектр, в особую линию проблем национальный вопрос. Главная трудность разговора состоит в том, что здесь идеологии строятся не на рациональной основе. Может быть, даже правильно говорить здесь не об идеологиях, а о социально-психологических явлениях, об умонастроениях, причем не только социальных групп, но и отдельных людей, возникающих в процессе социализации.

Для начала определимся с терминами, которые наиболее часто употребляются в данной проблематике.

Национализм (русский, итальянский, эстонский и т.д.) – когда в основу социализации ставятся интересы национальности или нации. Здесь часто выделяется национализм угнетенной нации как морально оправданное явление.

Патриотизм (как политическое течение) – интересы страны (народа) выше интересов личности.

Шовинизм – национализм угнетающей (великой) нации.

Расизм – неприязнь и ненависть к иным расам, утверждение превосходства по расовому или национальному признаку.

Нацизм, фашизм – идеологии объединения народа по расовым, национальным и корпоративным признакам вокруг сильных личностей под тотальным контролем государства.

Панславизм, пангерманизм и др. – лозунги объединения групп народов, имеющих общее происхождение и близость языков.

Ксенофобия – ненависть к чужакам (разновидность – антисемитизм – ненависть к евреям).

Сионизм – движение за обретение евреями самостоятельного государства (воплотилось в создание государства Израиль).

 

Проследим возможный путь происхождения национализма. Национализм угнетенной нации возникает тогда, когда исконные жители колонии (аборигены) начинает осознавать несправедливость положения, при котором в его стране управляют не представители коренной национальности, а некие пришельцы. Они отмечают явления, всегда сопутствующие совместному проживанию представителей двух народов:

а) языковые проблемы, когда язык метрополии начинает всё больше доминировать; вообще культурная экспансия, когда более развитая и поэтому более привлекательная культура метрополии вытесняет коренную культуру;

Идеальный способ преодоление этой проблемы состоит в овладении всеми жителями страны по крайней мере обоими языками. И местная элита всегда в частном плане так и поступала. Например, во всех советских республиках вся «знать» всегда сознательно отдавала своих детей в русские школы, понимая, как это пригодится для жизни в многонациональном СССР. Однако после краха тоталитаризма именно эта «знать» использовала лозунг «Долой засилье русского языка» в своих политических сепаратистских интересах. С другой стороны, русские, десятками лет живущие в республиках, напрасно пренебрегали изучением местного языка, в этом сказывался имперский, шовинистический настрой.

В отдаленной исторической перспективе человечество  придет к тому уровню, когда владение двумя-тремя языками станет обычным для каждого человека. И уже тогда встанет вопрос о том, почему нельзя обойтись единым языком. Уже сейчас мы видим, что существует претендент на роль единого языка. Им стал не искусственный язык эсперанто, а язык Англии, которая давно не предпринимает никаких усилий к его распространению. Так получилось исторически.

В Библии говорится о том как Бог в Вавилоне в наказание за грехи «смешал языки», чтобы люди перестали  понимать друг друга. Вся дальнейшая история человечества – это только отмирание отдельных языков. Мужественно признать это – не означает отказаться от родного языка, но, повторим, осваивать новые языки.

Все сказанное о языке, относится и культуре в целом. Взаимовлияние и синтез культур неизбежен. Разумеется, следует беречь культуру своего народа, но не в консервированном, а в живом виде, внося ее богатства в мировую культуру. Яркий пример этому – творчество великих русских композиторов XIX века, впитавшее как европейскую. так и русскую народную музыкальную культуру.

 

б) изменение баланса национального состава страны, когда в растущих городах большинство начинают составлять выходцы из метрополии; прямая ассимиляция, когда многие представители местной элиты вступают в смешанные браки, и их дети уже не относят себя к коренной национальности;

Мы уже в свое время говорили, что в СССР применялась искусственная миграция русского населения в республики. Но существует и противоположный процесс: переселение людей из колоний в метрополию. В обоих случаях  существует тенденция компактного проживания национального меньшинства. Нужно признать, что это вредная  тенденция, поскольку, к примеру, любой конфликт на территории компактного проживания может быть истолкован как национальный. Коллективные действия компактно проживающего меньшинства неизбежно перерастают в политическое движение, а затем и в сепаратизм. Идеально эта проблема решается на уровне личности: если человек волею судьбы оказался в чужой стране и он намерен в ней окончательно поселиться, то ему следует как можно скорее вжиться в новую среду, полагаясь исключительно на себя, а не на земляков.

Проблема смешанных браков возникает в основном тогда, когда в брак вступают люди разных рас. И этому существует очень простое объяснение. Муж и жена с разным цветом кожи заметны, они как бы находятся под постоянным наблюдением окружающих, их отношения становятся предметом обсуждения досужих соседей и просто зевак. То, что в сущности касается только двоих, становится предметом интереса толпы, а мы знаем, что толпа всегда деструктивна. Ведь абсолютно то же самое происходит, когда женщина высокого роста колеблется – выходить ли замуж за привлекательного, но низкорослого мужчину. Она боится, что всю жизнь будет ощущать насмешку толпы. Так личностный вопрос перерастает в социальный.

в) неоднородная занятость населения в экономике, когда коренное население оказывается занятой преимущественно в сельском хозяйстве и на работах, не требующих высокой квалификации.

Эта ситуация складывается исторически по причине  культурного отставания коренной нации и со временем теряет актуальность. Она решается только правовыми средствами: закон должен запрещать дискриминацию по национальному признаку. Однако в условиях частного предпринимательства никто не может заставить хозяина принять на работу того, кого он не хочет принять. Поэтому негласная дискриминация часто имеет место.

 

Как видим, все предпосылки для возникновения национализма имеют субъективный характер, преодоление всех этих явлений зависят от общей культуры общества, развитости демократических институтов, социально-экономического положения страны.  Но национальной элитой все это трактуется как дискриминация и угроза существованию коренной нации. Это период возникновения национального самосознания, когда идеи о несправедливости такого положения, возникшие в духовной элите, проникают в общество.

Далее возникает движение сопротивления. На этой стадии появляются активисты, которые постепенно становятся лидерами. Нужно обратить внимание, что уже на этой стадии проявляется следующее: националист добивается не справедливости для всех, ему важно, чтобы в его стране управляли, были хозяевами люди его национальности. От «своего» правителя он перенесет и несправедливость. Вместо того, чтобы ставить вопросы о улучшении социально-экономических условий, образовании, о развитии демократии, националисты указывают на виноватого во всех бедах: людей некой национальности, от которой нужно избавиться. Это самый простой путь, где противник ясно обрисован, где не нужно трудиться, где все можно решить насилием. На националистические лозунги охотно клюют маргинальные, т.е. лишенные культурных корней слои общества.

Заметим, что этот путь возникновения национализма имеет место не только в колониях или бывших колониях. Так бывает и тогда, когда в стране благодаря миграционным процессам образуется некое национальное меньшинство, представители которого добиваются особо заметных успехах в предпринимательстве, культуре, политике. Яркий пример этому – судьба евреев. Представители древнейшей нации, в чьей среде возникла первая монотеистическая религия и в дальнейшем христианство, изгнанные со своей территории, расселились по всему миру. И, к несчастью, во многих странах возникала неприязнь к евреям, доходившая до государственного антисемитизма. Одно из главных преступлений германского нацизма - геноцид еврейского народа.

О германском фашизме, о его преступлениях много говорится, в том числе в школьном курсе истории. Сейчас нам нужно акцентировать внимание на том, что нацизм – крайнее проявление национализма, что человек, легкомысленно подчеркивающий национальные различия, может легко скатиться до нацизма.

Есть нечто, что роднит нацизм с социализмом при всем том, что эти идеологии враждебны. Вот что говорит об этом Людвиг фон Мизес.

Лозунг, который выражал экономическую философию нацистов, а именно: Gemeinnutz geht vor Eigennutz (то есть, "общая польза превыше частной пользы"), в равной степени выражает философию американского Нового Курса и советской экономической политики. Этот лозунг предполагает, что ориентация на прибыль вредит интересам большинства населения и что священный долг народного правительства методами общественного контроля над производством и распределением предотвращать извлечение прибыли.

Единственным специфически германским составляющим нацизма было стремление к завоеванию Lebensraum. И это тоже было результатом согласия этой партии с идеями, формировавшими политику наиболее влиятельных политических партий всех других стран. Эти партии провозглашали равенство доходов как основную цель. Нацисты делали то же. Единственным отличием нацистов является то, что они не готовы смириться с перспективой, при которой немцы обречены быть навечно "заключенными" в сравнительно небольшом и перенаселенном пространстве, в котором производительность труда всегда будет ниже, чем в сравнительно малонаселенных, лучше обеспеченных природными ресурсами странах. Они стремятся к более "справедливому" распределению естественных ресурсов земли. В качестве "обездоленного" народа, они смотрят на богатство других народов с тем же чувством, с каким многие граждане западных стран взирают на своих богатых соседей.

Нацисты быстро освоили советские методы. Они заимствовали в России: однопартийную систему и господство этой партии в политической жизни; ключевую роль тайной полиции в интеграции общества; концентрационные лагеря; административное преследование или заключение всех оппонентов; устранение семей подозреваемых и ссыльных; методы пропаганды; организация братских партий за рубежом и использование их для подрыва местных правительств, для шпионажа и саботажа; использование дипломатических и консульских служб для подготовки революции и многое другое. Нигде и никогда Ленин, Троцкий и Сталин не имели более понятливых и толковых учеников, чем нацисты.

Нацистский план был более всеобъемлющим и, следовательно, более пагубным, чем марксистский. Он поставил целью устранить свободу не только в сфере производства материальных благ, но и в производстве человека. Фюрер был не только верховным распорядителем всех производств. Он был также верховным управляющим фермы, выводящей высшую породу человека и уничтожающей негодные породы людей. Грандиозный план улучшения человеческой породы должен был выполняться в согласии с принципами "науки евгеники".

Теоретикам улучшения человеческой породы не стоит и пытаться откреститься от того, что натворили в этом деле нацисты. Идея была в том, чтобы дать неким людям, наделенным административной властью, полный контроль над процессом воспроизводства человека. Предполагается, что методы, используемые при разведении домашнего скота, вполне применимы и к самому человеку. Как раз это и попытались исполнить нацисты.

 

Национализм - страшная болезнь. Именно он служит причиной абсолютного большинства конфликтов как в нашей стране, так и во всем мире. Нужно только понять, что это не генетическая болезнь, а инфекционная, и существует, как правило, в благопристойном обличии патриотизма.

Патриотизм начинается просто с любви к жизни. Природа, родные лица, привычки и обычаи, язык, наконец, вся национальная культура, т.е. все, что окружает человека, становится любимым и получает название Родина. Дальше все зависит от судьбы - если человек с детства постигает еще и иные языки, иные культуры, привыкает к иным лицам, то у него скорее всего не возникнет проблемы патриотизма. В противоположном случае все иное, непривычное может показаться чуждым, неприемлемым.        И тут появляются воспитатели.

“Ты - чеченец, а они - русские. Много лет назад они пришли в наш мирный край с пушками и поставили над нами своих начальников. Однажды они посадили всех чеченцев в вагоны и увезли на чужбину, где мы жили как заключенные. Ты никогда не должен с ними смириться, от них все наши несчастья”.

“Эти черные, которые торгуют на рынках - кавказцы. Они не хотят работать в своих краях, едут к нам и продают втридорога то, что у них там растет над головой. Они наглые, они издеваются над нами, пристают к нашим девушкам. Они все скупили, вот поэтому мы бедные”.

“Евреи заполонили культуру, науку, торговлю. Они всегда поддерживают и рекламируют друг друга, поэтому и пробиваются наверх. Они не хотят ассимилироваться, а представляют социальную группу, объединенную по национальному признаку. Революцию сделали евреи - посмотри на состав ленинского окружения. Все, что делают евреи - делается по указке всемирной еврейской организации, это их пятая колонна в России”.

“Тебя сегодня впервые назвали жиденком, приготовься к тому, что так будет всегда, раз ты живешь в этой стране. Да, ты еврей, хотя отец у тебя русский, но ты должен гордиться этим, поскольку ты принадлежишь к великому народу, об этом даже в Библии написано. Посмотри, сколько великих людей дали евреи миру.  Но для того, чтобы добиться чего-то в этой стране, ты должен быть на две головы выше твоих русских сверстников, иначе тебя не примут в институт. Упорно учись и работай, и ты всегда получишь помощь от таких же евреев, как ты”.

“Как все убедительно, как сразу все стало ясным. Правда, во всех книжках написано, что быть националистом нехорошо. Но я себя националистом и не называю. Я - патриот. Я принадлежу к великому русскому народу, я имею все основания этим гордиться".

Здесь уже забыта первоначальная светлая любовь к Родине. Желая как-то возвыситься и не имея для этого личных способностей, патриот опирается на свою принадлежность к великому народу, великой стране.

Любовь к Родине - человеческое чувство, патриотизм - политическая позиция. Те, кто называют себя патриотами, в сущности утверждают, что существуют и не-патриоты, т.е. люди, не любящие Родину. Для него есть «наши» и «не наши».

Став на политическое поприще и назвав себя патриотом, такой человек  начинает требовать ограничения распространения зарубежной культуры, навязывать обществу изоляционизм.

Разновидность патриотизма - державность, когда Родина отождествляется с государством, которое непременно должно быть мощным, хорошо вооруженным, поскольку окружена врагами. История выглядит как сплошная цепь войн, культ полководцев доводится до истерии. "Били, бьем и будем бить" - вот лозунг патриотов-державников.

"Нет внешних врагов - найдем внутренних. Выявим, разоблачим и приговорим тех, кому нравится чуждая нам культура. Или еще проще - назовем нерусскими тех, в ком есть чужеземная кровь. Ведь это факт, что они объединяются по национальному признаку, и объединяются именно против нас".

Таков путь от чистой любви к городу детства до фашизма. Путь от непонимания до ненависти. Лучше не вставать на этот путь.

Лучше повторять про себя и постигать непростую, но высокую истину: "Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы - одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).

Это одна из основных идей христианства. Наверное, самая многострадальная идея. Она выражена святым апостолом Павлом с максимализмом, свойственным многим высказываниям самого Христа, таким как "Предоставьте мертвецам хоронить своих мертвецов" или "Если тебя ударят по щеке...". Эти максимы высказаны не для того, чтобы их немедленно буквально исполняли, но для направления мысли и душевного движения. Эти мысли призваны постоянно беспокоить человека, не давать ему останавливаться в душевном совершенствовании.

Казалось бы – что может быть выше любви к Родине? Этот вопрос звучит в России как риторический, заранее предполагающий, что “выше счастья Родины нет в мире ничего”. Но для верующего человека есть иной, вполне определенный ответ: любовь к Богу превыше всего.

Означает ли это, что верующий человек любит Родину меньше, чем неверующий патриот? Разумеется, это не так. У христианина любовь к Родине, истинный патриотизм,  одухотворены высоким светом и осмысленны. Можно сказать, что в эпоху атеизма в любовь к Родине вылилось у всех нас нереализованное религиозное чувство.  Однако следует помнить, что власть слишком часто использовала это чувство в своих корыстных целях. Ради любви к Родине гибли люди и на неправедных войнах.

В чем состоит путь освобождения от национал-патриотических предрассудков? Заслуживает огромного уважения и может всем служить примером то мужество, с которым преодолевают расовые предрассудки люди на Западе. В США - негры, в Британии живет огромное количество выходцев из Индии и Пакистана, в Германии - турки, в Голландии - индонезийцы. Нигде не обходится без проблем, но истинно христианская терпимость, упорное следование евангельской морали и культура, на них построенная, позволяют  европейцам и американцам решать эти проблемы как на семейном, так и на  государственном уровнях.

 

 

< НАЗАД ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта