ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Чем внушительнее становятся цифры, составляющие наши даты - 1997, 1998, 1999 - тем больший холодок пробирает спину. Ведь это бывает один раз в тысячу лет! Через два года, уже привыкнув ставить под документами дату с тремя нулями, мы всей нашей планетой отпразднуем...

Отпразднуем - что? Редкую комбинацию цифр в десятизначной системе? Торжество науки, придумавшей календарь? Нет, конечно.

Мы будем праздновать две тысячи лет со дня рождения Иисуса Христа.

Тут есть, что праздновать. Для верующего человека здесь нет вопросов, но и для тех, кто считает себя неверующим, но знает историю, тоже ясно, что грандиозность этого события ни с чем не сравнима. Недаром именно с этого момента, с Рождества Христова, начинается отсчет новой - христианской - эры, эры осознания человечеством своей особой природы, отличной от чисто животной.

Христианство - мать всей нашей культуры. Сегодняшние люди, захлебывающиеся от восторга владения достижениями цивилизации, забывают о происхождении этой самой цивилизации, о ее корнях. Мы все этим напоминаем самоуверенного студента, познавшего, как ему кажется, очень многое, и на этом основании презирающего своих “необразованных” родителей.

Безбожно человечество или просто юношески легкомысленно - ответ на этот вопрос мы и получим, празднуя двухтысячелетие Рождества Христова. Но этот праздник и сам может стать мощным воспитующим фактором, средством мобилизации внутренних сил человечества для дальнейшего пути.

Наверное, это будет нечто небывалое. Миллиарды людей одновременно в храмах, в гигантских залах, на площадях, у своих телевизоров и мониторов Интернета будут объединены одним действом, одним чувством. Это будет достойная жатва выросшего из тех семян, которые Он посеял.

Только вот нам-то в России не оказаться бы в стороне от того, что произойдет через два года. Скорее всего,  и окажемся.

Во-первых, многое зависит от настроя руководителей средств массовой информации, прежде всего телевидения. Они, как представляется, в основном атеисты и могут не придать празднику его истинного значения. Рассказать “объективно” и отстранено - вот, мол, верующие празднуют, а неверующие наблюдают. И это будет совсем не то, потому что не будет соучастия.

Во-вторых, церковный календарь. Ведь Русская Православная Церковь, если за это время ничего не изменится, будет праздновать Рождество на 13 дней позже, когда в остальном мире празднование уже закончится.

А 25 декабря 2000-го года все дисциплинированные православные будут соблюдать пост, во время которого смотреть телевизор не рекомендуется. Это и сейчас для нас является проблемой, а через два года вопрос о церковном календаре встанет с большой остротой.

А история вопроса вкратце такова. В 325 году Никейский церковный собор (тот самый Никейский собор, который принял Символ веры, и поныне являющийся кратким изложением христианского вероучения) принял христианский календарь, в котором точкой отсчета служило именно Рождество Христово, навсегда связанное с днем зимнего солнцестояния. Увеличение продолжительности дня обнаруживается именно 25 декабря.

Из-за того, что солнечный год составляет не целое количество дней, а именно 365,2422 суток, требуется время от времени корректировать количество дней в году. Впервые эти коррективы были проведены при принятии нового, или григорианского календаря в 1582 году.

(Как-то неловко излагать эти школьные истины. Но я хочу подчеркнуть здесь как раз то, о чем в школе не особенно говорили, а именно христианское происхождении современного календаря).

Здесь важно заметить, что корректива (тогда, в 1582 году, она составила 11 дней) была введена именно для того, чтобы “привязать”  Рождество к дням зимнего солнцестояния.

Новый календарь был немедленно введен во Франции, Италии, Испании и Португалии, в других странах значительно позже, но сегодня он по существу является общемировым, межнациональным. В России новый стиль был введен в 1918 году.

Не многие знают, что Русский Поместный Собор 1917 года, собранный впервые после петровских времен и восстановивший патриаршество, также одобрил переход на новый стиль. Но решение осталось не выполненным. Вначале Церкви было просто не до того, поскольку она подверглась яростным гонениям со стороны власти. А потом, возможно, старый календарь для Церкви стал своеобразной формой протеста.

Никаких вероучительных или догматических препятствий для принятия Русской Православной Церковью нового календаря не существует. И прямым доказательством этому служит тот факт, что десять из четырнадцати автокефальных православных церквей, в их числе Константинопольская, Элладская, Болгарская и Румынская, приняли новый календарь, при этом молитвенное общение с ними не подвергается сомнению. Для перехода на новый календарь не требуется даже постановления Поместного Собора, Синоду достаточно исполнить решение Собора 1917 года.

Когда сегодня говоришь о календаре со священнослужителями, многие из них говорят, что переход на новый календарь в принципе возможен, но существует опасность раскола. Т.е., боятся протестов части православной общественности.

Разговаривал я и с теми, кто категорически против нового календаря. “Нужно сохранить старый календарь. Один старец сказал, что Церковь погибнет, если принять новый”. Вот и вся аргументация.

Они хотят идти “своим, чисто русским путем”, при этом не задумываясь, правильный ли это путь, не стоит ли его хоть как-то поправить. Мало им, что этот “свой путь” привел к почти полному уничтожению Церкви в России, к гибели десятков миллионов людей. Им какой-то старец важнее, чем Основатель Церкви. Любое сближение с братскими христианскими церквами для них неприемлемо, потому что ими движет не любовь, а ненависть. Хотя на каждой литургии звучит: “О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся”.

 Русский народ по-своему приспособился к двум календарям. 25 декабря он пьет “с католиками”, 31-го - само собой, 7-го января - “сам Бог велел”, а там и пресловутый старый Новый год. Но я не о трезвости в данном случае пекусь. Праздник хотелось бы иметь более осмысленный. Всем миром праздновать Рождество Христово, причем не после Нового года, а перед ним.

У Русской Православной Церкви еще есть время сделать этот шаг.

Георгий Трубников

“Невское время” 6 декабря 1998

 

 

В оглавление раздела