Урок2

Человек и природа.

Говоря о феномене человека, мы смотрели на эту тему как бы сверху: с высоты знаний взрослого и развитого человека,  мы привлекали себе в союзники самых талантливых людей человечества, мы ссылались на факты, полученные самой современной наукой. Но самопознание отдельного человека, отдельной личности, разумеется, начинается с раннего детства, наверное, с того момента, когда он впервые осознает, что есть «Я» и есть «не Я». Все приходит постепенно, и чем больше человек узнает, тем больше приходит вопросов.

Не будем прослеживать весь путь, а остановимся сейчас на одном важном эпизоде жизни, через который проходит, возможно, каждый человек. Однажды подросток или юноша сталкивается с проблемой. Вдруг он обнаруживает, что, оказывается, он любит одновременно двух девушек, а не одну. А положено любить одну: ведь именно об этом ему говорят родители, литература, песни, которые он слышит. «Что же это такое, – думает он, - все люди как люди, нормально влюбляются, нормально женятся, живут в единственной семье. А если и случаются измены и разводы – так это же осуждается обществом. Неужели я обречен на презрение? Что же я за выродок такой, прямо животное какое-то. Хуже животного: вон лебеди как любят друг друга».  Эти душевные мучения могут перерасти в устойчивый комплекс неполноценности и отравить человеку всю жизнь. Поэтому есть смысл поговорить о лебедях.

Можно выделить два типа животных, различающихся по способу брачных отношений: моногамный и полигамный. Моногамный брак – устойчивый парный брак, при котором самец все время рядом, он помогает выращивать детей. Типичные моногамы – лебеди, голуби, многие другие птицы, из млекопитающих – волки, лисы, бобры.

В полигамных видах семья как таковая отсутствует, существует стадо, в котором главенствует один самец, оплодотворяющий всех самок стада. Свое право на главенство вожак регулярно доказывает в поединках с другими самцами, которые после поражения отступают на периферию стада и, к слову сказать, выполняют функцию дозора от врагов, в первую очередь оказываясь жертвами. Следует отметить несколько важных обстоятельств, связанных с полигамными видами. Первое – потомство у полигамов оставляет самый сильный, что способствует выживанию популяции. Второе – самка полигама, хотя ее роль выглядит пассивной,  должна уметь выбрать победителя, в этом смысле она отвечает за качество потомства. Кстати, она не проявляет никакой ревности, в то время как моногамная самка отгоняет соперниц от своего гнезда. Третье – полигамные самцы внешне сильно отличаются от самок (яркая раскраска, размеры, растительность), в то время как моногамы разных полов издали просто неразличимы.

Теперь представим себе, что человек принадлежит к животному миру. (Стороннику эволюции это сделать совсем легко, а к позиции креативизма мы еще вернемся). В этом случае человек как биологический вид – моногамен или полигамен?

Сам факт моногамного брака в нашей стране, вообще в христианском мире мы должны пока отставить в сторону: в других человеческих обществах встречается и полигамный брак, в особенности там, где образ жизни близок к первобытному. Нам нужно обратиться к биологии. Мы видим, что в среднем мужчина крупнее женщины. Его вторичные половые признаки – борода, усы – ярко выражены. По этим признакам человек полигамен. Важнейшим обстоятельством служит также тот факт, что ближайшие «родственники» человека – человекообразные обезьяны – полигамны.

Креативисты и верующие люди, отрицая прямое происхождение человека от обезьяны, тем не менее не отрицают, что обезьяна является предшественником человека. Можно сказать, что обезьяна – «последняя модель» создателя в животном мире. Задумав человека, Он взял обезьяну за прототип, оставив в человеке очень многие животные признаки обезьяны.

Напрашивается вывод, что по своей животной природе человек полигамен. Но вся история человечества, вся культура, которая им создана, говорит о том, что с некоторых пор моногамный брак показал свою большую эффективность для выживания и развития человеческого вида. Да, до сих пор существуют на земле места, где полигамные отношения либо существуют как остатки первобытного общества, либо узаконен, как в исламских странах. Но сравните эти миры. Что дали человечеству полигамные группы, чем они являются сегодня? Бедность, отсталость, несправедливость, отсутствие признаков гражданского общества. Кто бы из нас добровольно согласился бы уйти в такое общество?

Мы живем в цивилизации, которую чаще всего называют европейской или христианской цивилизацией. Моногамность есть один из важнейших признаков нашей культуры. Начиная с христианских писаний и Платона наша культура пронизана пониманием любви как высокого духовного чувства.

 Вернемся к нашему юноше с проблемами. Очень важно, чтобы он осознал, что те чувства, которые он испытывает, не только для него характерны. В той или иной степени этими чувствами мучаются и все другие люди. Мало того – если кто-то не мучается, то он, скорее всего, достаточно примитивен. Осознать свои чувства, подняться над собой в самоанализе, найти способ справиться с чувственными проблемами – вот задача растущего человека. Достоинство человека состоит в том, чтобы, ощущая в себе звериные инстинкты, самому справиться с ними. Религия называет это борьбой с греховностью, она выработала методы самосовершенствования человека. В их основе лежит именно осознание чувств.

Но не только религия. Зигмунд Фрейд, как уже говорилось, подавал себя атеистом, но то, что он сделал для человека мыслящего, зачтется на том свете, который он отрицал. Фрейд (1856-1939) создал учение о психоанализе, сущность которого сводится к тому, что определяющую роль в развитии каждого человека и общества в целом играют бессознательные влечения и желания. По Фрейду, беспредельное вожделение – это основа всякой психической жизни, либидо (энергия влечения) – это неутолимый душевный голод, оно не имеет какого-либо определенного содержания и цели. Говоря языком физики – это не вектор, а скаляр. Энергию можно накопить, можно растратить. Человек научился использовать природную энергию, скажем энергию речной воды, в своих целях, заставляя ее вращать колесо мельницы, турбину электростанции, направляя воду в искусственное русло для орошения земли и т.д. Точно так же он способен, как показал Фрейд, направить энергию влечения не только на прямое удовлетворение половой страсти, но и на самое разнообразное творчество. Фрейд ввел такие понятия как «замещение», т.е. изменение русла, по которому направляется энергия, и «сублимация», т.е. возгонка, возвышение цели к высоким и тонким проявлениям человеческого духа. Не знаю, был ли Владимир Маяковский знаком с учением Фрейда, но он очень точно отразил акт сублимации:

 

Любить –

  это значит:

 в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Любить –

      это с простынь,

бессонницей рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марии Иванны,

считая

своим

соперником.

 

Итак, в человеке противостоят друг другу: с одной стороны его природная, животная основа, инстинкты, греховность – все это разные названия одного явления – и с другой стороны – человеческое, божественное начало, творческие способности, потребность к высокому и непознанному. В борьбе этих двух начал и состоит путь человека в его духовном развитии, здесь строятся его взаимоотношения с обществом.

Мы говорили о природном в человеке, но следует сказать еще и о взаимоотношении человека с окружающей природой.

Вспомним дилемму, сформулированную русским классиком: природа - это храм или мастерская? В христианском понимании и то, и другое - крайности, содержащие доли истины. Природа - творение Божие, следовательно ее нужно любить и беречь. С другой стороны - сотворив человека по Своему образу и подобию, Бог сделал его обладателем и владыкой природы, от которой человек должен  питаться. “Со скорбью будешь питаться от нее” (Быт. 3,17) - может быть именно должно служить нам напоминанием об ограничении использования природы.

            Сегодня проблема сохранения природы весьма актуальна, в обществе зреет понимание этого вопроса. Существует целое «Зеленое движение», которое своим существованием напоминает человечеству о необходимости беречь природу. Однако весьма часто “зеленые” впадают в крайность, препятствуя техническому прогрессу, в целом направленному все же на благо человека. Если какой-то технический проект, вторгаясь в природу, тем не менее позволит в итоге накормить голодных, которых пока в мире немало, не стоит протестовать против него, но следует требовать подробной и гласной разработки природоохранных мероприятий, необходимо возражать против урбанистических  излишеств.

            Нас более всего беспокоит сам человек, утрата им единства с природой, проявляемая на каждом шагу.  Молодой тракторист, почти мальчишка, опьяненный алкоголем и мощью своего “Кировца”, корежит газон, кустарник, деревья, вываливает мусор и сливает масло где угодно, оставляет на два часа включенным двигатель около жилого дома, в кураже сорит бутылками и бранными словами - все это перед покорно молчащими людьми. Скажешь ему: “побойся Бога”, а он тебе ответит: “А Бога нет, папаша”. Подрастет такой, остепенится, станет начальником и спокойно подпишет акт о введении в действие цеха без очистных сооружений. Религия, культура, экология, экономика - все это неразрывно, все это проходит через душу человека.

           

            Завершая тему «Человек и природа»,  нельзя не сказать о важнейшей проблеме современности – о проблеме перенаселенности земли. Впервые эта проблема была высказана   в   конце   XVIII в. английским экономистом Т.Р. Мальтусом (Malthus; 1766  -  1834), В соответствии  с его теорией благосостояние  населения  определяется  естественным   законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования  (во времена  Мальтуса эти темпы хорошо описывались соответственно геометрической и арифметической  прогрессиями).

Как выглядит эта проблема сегодня, на рубеже тысячелетий? Прогрессия роста населения в мире осталась геометрической, но показатель прогрессии снизился. За счет чего? За счет стран Европы и Северной Америки. В этих странах эпизодически даже наблюдается уменьшение численности населения. Но в остальном мире рост по-прежнему значителен.

 

Динамика населения по регионам в XX и начале XXI в. (прогноз),

млн. чел.

 

1900

1950

1975

2000

2025

Весь мир

1656

2513

4033

6199

9065

Россия, СССР и страны, расположенные на территории бывшего СССР

130

180

254

312

368

Восточная Азия

950

673

1063

1406

1650

Южная Азия

706

1255

2205

3651

Латинская Америка

64

164

323

608

961

Северная Америка

81

166

236

290

332

Африка

130

219

406

828

1479

Европа

295

392

474

520

580

Австралия и Океания

 

13

21

30

44

 

 

 

< НАЗАД ВПЕРЕД >

Оглавление учебника Главная страница сайта