Урок 3

Человек и общество.

 

Говоря об обществе, необходимо для начала определить само это понятие, а также определить довольно много родственных понятий.

ОБЩЕСТВО, в широком смысле  -  совокупность  исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле  -  определённый  тип социальной системы  (например,  индустриальное  общество);  определённая форма социальных отношений. «Социо» означает объединять, т.е. в изначальном смысле общество есть союз, сотрудничество, объединение.

Используется также слово СОЦИУМ – общество в широком смысле слова, характеризующем  все аспекты социальности.

Общество состоит из ОБЩНОСТЕЙ или социальных групп. Общности основываются на родственных, национальных, языковых, культурных, профессиональных и других связей. Примеры общностей – племя, род, семья, страна, класс, и т.д.

СЕМЬЯ – первая общность, в которой оказывается человек, где он находится в самый важный период своего развития, когда усвоение разнообразной информации, познание внешнего мира идет с колоссальной скоростью. Ребенок слаб, он находится в зависимом положении, те установки, которые он получает в семье, сохранятся в нем порою на всю жизнь. Семья одновременно является для ребенка первой моделью общества, он впервые встречается как с любовью, так и с сопротивлением, что будет сопровождать его во всей дальнейшей жизни.

Из огромного количества разнообразных общностей мы рассмотрим лишь несколько из тех, которые постоянно встречаются в обыденной жизни, где требуются важные уточнения.

НАЦИЯ (от латинского natio -  племя,  народ),  историческая  общность людей, складывающаяся в процессе формирования  общности  их  территории, экономических  связей,  языка,  этнических   особенностей   культуры   и характера.  В  современной  литературе  ряд  ученых  связывает  нацию  с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной  структуры;  другие  предлагают  рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству. Смотри также Этнос.

НАРОД -  1)  все  население  определенной   страны.   2)   Обозначение исторических общностей (племя, народность, нация).

Наверное, нет ни одного слова в русском языке, вокруг которого было бы больше недопонимания и спекуляций. От имени народа говорит каждый, кому не лень. Интеллигенту то и дело приходится слышать, что он-то к народу не принадлежит, что народ – это «простой народ». Если страна потерпела поражение в войне – проиграли правительство и генералы. Если одержана победа– победил народ. Народ умный и трудолюбивый, а вот депутаты у народа – всегда проходимцы. Народ всегда прав, народ непогрешим. Нужно помнить, что слово «народ» бывало в особом ходу при самых  свирепых тиранах, от имени народа творились самые мерзкие преступления против человечности.

Понятие «народ» часто имеет по существу сакральный характер. (САКРАЛЬНЫЙ -  обозначение  сферы явлений, предметов, людей, относящихся  к  божественному,  религиозному). Проще сказать – народ для очень многих людей является идолом. С точки зрения же христианства народопоклонничество ничуть не лучше любого другого идолопоклонничества. А идолопоклонничество или язычество, как мы помним, есть политеистическая религиозность, т.е. низшая форма религиозности.

Мы должны также вспомнить, что есть понятие ТОЛПА, что означает временную социальную общность, имеющую некую общую цель или установку. Толпа может быть стихийной и спровоцированной, пассивной и действующей, но это всегда некий организм, имеющий подобие единого сознания, под действием которого собственное сознание человека отступает на задний план. Толпа бывает индифферентной, но чаще агрессивной, и никогда - созидающей. Разрушительную способность толпы в истории многократно использовали политиканы для достижения своих разрушительных целей.

 

КОЛЛЕКТИВ – еще одна социальная общность. Это группа, объединенная общей работой, учебой, интересами – так гласит современный толковый словарь. Но почему  в таком случае это слово сегодня практически вышло из употребления, почему вместо него в упомянутом значении употребляется слово КОМАНДА? Наверное потому, что это очень социалистическое слово. С ним рядом соседствуют слова «коллективизация», вызывавшее дрожь у целого поколения российских крестьян, и слово «коллективизм», которому в БСЭ отведена целая статья. «КОЛЛЕКТИВИЗМ – общность, товарищеское сотрудничество, солидарность людей, их преданность общественным интересам, основанная на сознательном подчинении личных интересов интересам общественным».

Коллективизм прививался советскому человеку как одно из высших душевных свойств. Но, начиная с действительно добрых чувств к друзьям, единомышленникам, товарищам, начиная с чувства ответственности перед обществом, безоглядный коллективизм неизбежно приводит к потере индивидуальности, к размыванию личной ответственности, к рабской зависимости от окружающих. От понятия "коллектив" до понятия "толпа" не слишком большая дистанция.

Вместе с тем,  следует избегать и безоглядного индивидуализма: социально развитый человек отвечает не только за себя, но и за близких, за окружающих, за общество. Общее благо, общественные обязанности, гражданские добродетели - все это входит в круг христианских ценностей.

В христианском понимании человек свободен, потому что он сотворен по образу и подобию Божьему. И поэтому же он ответственен перед Богом. Свобода и ответственность. Вот почему мы говорим о религиозной основе нравственности. Именно она наиболее надежна. Коллективное обязательство мало что стоит. Человек греховен, подвержен влиянию соблазнов. Конфликт между богоподобием и греховностью служит для человека постоянным стимулом к самосовершенствованию. Без движения внутри себя невозможно никакое иное движение. И здесь выпукло обозначается преимущество верующего, одухотворенного человека: сознавая свою ответственность перед Богом и лишь от Него ожидая суда, он начинает это движение сам, не оглядываясь на других, не ссылаясь на греховность окружающих; его не останавливает отсутствие спутников, в душевном движении он не нуждается в коллективе.  

            Отстаивая свою свободу как высшую ценность, человек признает право на свободу и за другими людьми. Отвечая за себя перед совестью, перед Богом, человек вправе ожидать ответственности и от других. При этом он учитывает  несовершенство человека, т.е. определяет рамки требовательности к другому человеку.

            Бог,  совесть - это на первом месте. А потом уже идут твоя семья, твоя община, твои коллеги, твой город, твоя страна.

 

Говоря о России, нельзя не сказать о таком понятии как ОБЩИНА. Этот термин применяется в разных значениях, но нас будет интересовать тот смысл слова «община», который позволяет говорить об «общинном духе» русской ментальности. (МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет)  (от   позднелатинского    mentalis - умственный), определенный образ мыслей, совокупность умственных  навыков и духовных установок,  присущих  отдельному  человеку  или  общественной группе).

  Община характеризуется общим владением  средствами  производства,  коллективным трудом и потреблением. Община  обладает  полным  или  частичным самоуправлением. В  России  до  1917  община  была  замкнутой  сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861  -  собственником  земли).  В  ходе  Столыпинской  аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. В этом процессе реформаторы столкнулись с явлением, которое не встречалось в европейских реформах, которое противоречило логике. Общины противились дележу земли, очень часто крестьяне, даже вполне способные к индивидуальному хозяйствованию, отказывались выходить из общины. Уже тогда появилось словечко «кулак» - крестьянин, предпочитающий быть единоличным хозяином на своей земле. Выяснилось, что общинность – черта характера, социальная психология, которую нужно учитывать. Поэтому коллективизация, произошедшая уже при советской власти, была, все же не абсолютно насильственной, у нее нашлись и горячие сторонники. Да и коллективизм как социальная психология общества в эпоху тоталитаризма имел ту же общинность в качестве почвы.

 

Человек всегда принадлежит одновременно к нескольким общностям, т.е. он является членом семьи, жителем района, жителем города, гражданином страны, членом дружеской компании, работником предприятия, представителем профессии, членом клубов и общественных организаций, политической партии. В каждой общности действуют свои установки, и человек стремится гармонизировать в себе эти различные установки, уравновесить их в собственном поведении.

 

КОНФОРМИЗМ (от позднелатинского conformis  -  подобный,  сообразный), приспособленчество,   пассивное    принятие    господствующих мнений и установок, существующего    порядка,  отсутствие собственной позиции,  беспринципное  и некритическое следование какому-либо образцу. Конформист – легко внушаемый человек. Так называемое «ходячее мнение» он принимает сразу, даже с удовольствием, он сам становится убежденным пропагандистом «ходячего мнения». К иному мнению, если это мнение одиночки, он относится агрессивно, видя в иной точке зрения опасность для себя лично. Инакомыслящий (нонконформист, диссидент) становится для конформиста врагом.

 

СОЦИАЛЬНАЯ  СТРАТИФИКАЦИЯ,  социологическое   понятие,   обозначающее структуру  общества  и   его   слоев,   систему   признаков   социальной дифференциации   (образование,   бытовые   условия,   занятие,   доходы, психология, религия и т.п.),  на  основе  которых  общество  делится  на классы и страты (чаще всего на "высшие", "средние" и "низшие").

Классы отличаются от стратов не только количественно (классовый подход – наиболее грубая социальная  стратификация). В современном обществе стратификация очень динамична.

 

Домашнее задание. Дать определения и выявить смысловые оттенки терминов, характеризующих общности: 

Конгломерат, шайка, банда, клан, свора, команда, население, электорат.

Корпоративная общность – замкнутая по, например, профессиональному признаку общность, преследующая узко групповые интересы.

< НАЗАД  ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта