Урок 4

Духовная сфера общественной жизни.

-          Духовности нашему обществу не хватает, духовности!

-          А что Вы по духовностью понимаете?

-          Ну, это когда человек чем-то интересуется, читает, познает...

-          Так духовность – это культура?

-          Не обязательно и не только. Бывает – человек вроде и не очень культурен, но совесть у него есть.

-          Так Вы говорите о нравственности?

-          Опять же не только. Духовность – это и культура, и нравственность и постоянный поиск чего-то более высокого.

-          Голубчик, так Вы о Боге говорите.

-          Опять Вы со своим Богом!

 

Все толковые словари трактуют «духовное» как связанное с религией. Но нельзя не заметить, что время от времени о духовности и бездуховности начинают говорить и заведомые атеисты, не отдавая себе отчета, что взывая к духовности общества они по существу тоскуют именно о религиозном начале в человеке.

Мы же говорим о духовной сфере вполне сознательно как о сфере, где доминирует религия. Не будем останавливаться на определениях, которые дают религии атеисты. Верующие люди дают следующее определение. Религия как социальный феномен есть массовое, организованное и авторитетное искание и осуществление контакта со сверхчувственной, Высшей Реальностью. (Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Введение в основное богословие. Библейско-богословский институт. Москва 1995).

Доказано, что религия имеет всеобщий характер. Как географы, так и археологи-антропологи не обнаружили ни одного народа, ни одного племени, не имевших каких-либо религиозных представлений.

Религиозный опыт накапливался у человечества постепенно, хотя внутренняя религиозная потребность была у человека всегда. Исторически первыми были политеистические религии (язычество). Язычество характерно и для ныне существующих народов, отставших в своем развитии. Религиозный прогресс связан с информационным обменом между народами, с расширением знаний о природе.

Принципиальным шагом в религиозном прогрессе явилось возникновение первой монотеистической религии – иудаизма. Ручеек единобожия, пробивавшийся через преграды язычества и магии, получил в израильской религии широкое русло и привел к созданию Ветхого Завета, что означало вход человека в сферу, прежде для него закрытую – постижение Божественного Откровения.

Христианство, возникшее в недрах иудаизма, существенным образом отличалось от него по меньшей мере двумя признаками.

Первое - понятие Троицы Единосущной. Этого нет ни в одной другой религии. Это восхитительная, воистину неземная идея. Являясь камнем преткновения для любого страждущего истины человека, она в то же время неизменно ведет мысль вперед. Есть три ипостаси Бога. Бог-Отец – создатель всего видимого и невидимого, сущность и масштабы Коего непостижимы для человека. Бог-Сын, живший среди людей 2000 лет назад, своим подвигом указавший путь человечеству. Бог-святой Дух, присутствие Которого мы ощущаем в самые важные моменты своей жизни. Понятие Троицы сформулировано с Символе веры, являющемся основным после Библии документом всех христиан. Именно по тому, признаёт ли человек Символ веры, можно судить, является ли он христианином.

            Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

            И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков:           

 Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, Им же все сотворено.

            Ради нас, людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Святого Духа и Марии Девы, и ставшего человеком.

            Распятого за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

            И воскресшего в третий день, согласно писаниям.

            И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

            И в Духа Святого, Господа, животворящего,  от Отца исходящего, наравне с Отцом и Сыном преклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

            В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

            Исповедую единое крещение как прощение грехов.

            Ожидаю воскресения мертвых

и жизни будущего века.   Аминь.

 

Второе, что внесло христианство – это невиданную до того времени нравственность. Сделаем сравнение. Вот 10 ветхозаветных заповедей.

  1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им н не служи.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

А вот  лишь одно место из Нагорной проповеди Иисуса Христа.

            “Вы слышали, что сказано: “Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”.

            А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь на обижающих вас и гонящих вас.

            ... Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

            И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

            Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Матф.5,43-48).

            Евангельская мораль остается высочайшим проявлением человеческого духа и самым совершенным уставом жизни, который когда-либо удалось начертать моралисту.

Вся история христианской Церкви – это трудный путь приобщения к религии людских душ.

            Это был отнюдь не прямой путь. Прежде всего – учение Церкви непрерывно развивалось, обогащалось в многочисленных и непрерывных дискуссиях. Побежденная точка зрения по принципиальным вопросам объявлялась ересью, но нужно отметить несомненную итоговую пользу этих непримиримых споров. Были времена, когда с еретиками боролись даже огнем, была инквизиция, были крестовые походы, были злоупотребления, были предательства. Но было и подвижничество, была беззаветная преданность, были неисчислимые примеры самопожертвования ради веры.

Наша цивилизация – это христианская цивилизация. Те ценности, которые мы сегодня разделяем – так называемые общечеловеческие ценности – это в действительности  христианские ценности. Влияние христианства реализуется главным образом через Церковь, но не только непосредственно через нее. Просвещающему воздействию подвергаются и те, кто находится вне Церкви, и это видно в особенности в наше время. Тотальность воздействия религии на человека выражается в том, что нет такой деятельности, такого поведения, такой сферы бытия, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы оценки с религиозных позиций.

Роль труда в жизни человека освещена с первых глав Библии. С самого начала там присутствует и понятие о труде как о естественном способе владения природой, так и как о средстве наказания, средстве воспитания. Прослеживается и разделение труда, и справедливое вознаграждение за труд. Труд, совершаемый для других, для их пользы, физической или духовной, расценивается как добродетель, как исполнение новозаветной заповеди о любви к ближнему.

Семье, являющейся корнями общества, в христианстве придается важнейшее значение. Особой заслугой христианства следует считать утверждение моногамной семьи. Христос осуждал всякое нарушение незыблемости брака, осуждал его расторжение даже на «законных», казалось бы основаниях. В конце I тысячелетия Христианская Церковь устанавливает взгляд на брак как на таинство.

Государство, по представлению Церкви – установление необходимое, призванное исполнять общественно-полезные функции, применяя, в том числе, и насилие. Христос призывал платить подати («кесарю – кесарево»), апостол Павел говорил: «Нет власти не от Бога». И это несмотря на то, что и сам Христос, и его последователи претерпели от государства. «От Бога» не означает, что всякое государство хорошо. Но христиане против насильственных действий вообще, государство в лице его руководителей должно смягчаться под влиянием идей любви к ближнему. Поэтому Церковь никогда не приветствовала кровавых революций.

Наука, во многом определившая развития нашей цивилизации, вовсе не противоречит религии, хотя это упорно внушалось атеистической пропагандой. Да, случались необоснованные попытки богословов и клириков вмешаться в сферу эмпирического познания. Но наряду с конфликтами такого рода, получившими известность именно благодаря своей исключительности, уместно вспомнить несметное количество ученых, известных не только своими научными достижениями, но и глубокой религиозностью. Павлов и Планк подчеркивали свою религиозность, Ньютон и Ломоносов написали выдающиеся богословские трактаты, Щварц и Мендель были монахами, Коперник – каноником. Грамотность людей и целых народов, печатание и распространение книг – а это предшествует науке – в этом Церковь сыграла выдающуюся роль.

Можно сказать, что культура и, в частности искусство нашей цивилизации представляет синтез античной и христианской культуры, привитый к древним этническим корням. Для большинства народов, ныне относящихся к нашей цивилизации, влияние христианства стало доминантным. В России, например, церковная культура, т.е. архитектура, живопись, музыка, литература в течение веков были единственной возможностью общения с искусством. Вплоть до новых времен все величайшие произведения искусства создавались в лоне Церкви. При этом в приобщении к искусству участвовали три главных аспекта: чувственное (эстетическое) восприятие, сознательная оценка эстетического восприятия и творческий акт создания. Вышедшее из лона Церкви, искусство часто утрачивает сознательный, содержательный аспект. (Так, лектор перед исполнением религиозных музыкальных произведений Баха, Моцарта, Чайковского внушает слушателям, что, дескать, композитор, творя музыкальную ткань, не придавал религиозному сюжету никакого значения). Церковь предостерегает против чрезмерного увлечения эстетическим (чувственным) аспектом искусства.  Искусство, в том числе и внешне далекое от религии, имеет идейное содержание, может увлекать человека в ту или иную сторону по отношению к главным ценностям – называются они христианскими или «общечеловеческими».

 социальная доктрина Церкви

            Чаще всего имеется в виду социальное учение Римско-Католической Церкви: совокупность социально-политических, социально-экономических и этических концепций, изложенных в официальных церковных документах. Социальное учение католицизма в современном виде начало формироваться с конца XIX века и процесс этот продолжается. В основе учения лежит убеждение о том, что без религии не могут быть решены социальные вопросы. Эта идея была оформлена папой Львом XIII в энциклике “Рерум новарум” (1891), а затем непрерывно развивалась, в особенности в энцикликах папы Пия XI, Пия XII, трудах II Ватиканского собора (конституция “Гаудиум эт спес” (“Радость и надежда”)). Многие концептуальные положения этих документов, высказанные в свое время впервые, вошли в жизнь, в общее употребление, в программы политических партий и законы различных стран. Это прежде всего такие понятия как всеобщее благо, недопустимость насильственных методов в социальных преобразованиях, право частной собственности, солидарность, открытость к окружающему миру.

            Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств находилась в стороне от выработки социального учения христианской Церкви. Ныне стоит задача иметь такое учение. Но здесь сразу же возникает проблема: как рассматривать уже созданную на Западе христианскую социальную доктрину. Сегодня едва ли кто-то отважится предсказать путь, по которому пойдет Русская Православная Церковь.

 

               

 

 

               

Краткий обзор истории религий. Ветви христианства. Сущность европейской цивилизации. Социальная доктрина Церкви. Ислам.

Православие. Запоздалость. Неудачная прививка. Синодальный период. Раскол 17-го года. Под тоталитаризмом. Насущность реформ

 

Секуляризация и духовность

< НАЗАД ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта