Урок 6

Экономическая сфера общественной жизни.

 

Экономика – деятельность по созданию оптимального механизма регулирования условий производства и потребления.

У людей есть потребности (материальные и духовные), есть деятельность, заключающаяся в производстве продуктов (материальных и духовных), и есть задача производить именно то и именно столько, сколько требуется. Исторически первая экономическая форма – это «натуральное хозяйство», где группа людей производит продукты только для себя, где потребители и производители не разделяются. Например, семья производит только такое количество продуктов, которого хватает для удовлетворения первичных потребностей и простого воспроизводства. Этот период в принципе может быть как угодно долог, поскольку потребности могут расти.

На следующем этапе семья производит избыточное количество продуктов, например, столько зерна, что его не съесть. К тому же выясняется, что в мире существует такой привлекательный продукт как виноград, который в данной местности не растет. Возникает прямой обмен. Это - первый шаг к рынку. На следующем этапе появляются деньги как всеобщий эквивалент товаров и услуг.

 

Поскольку человеческие потребности бесконечно разнообразны, экономика не может ограничиваться простым арифметическим расчетом, а принимает во внимание все социокультурные факторы. Экономика страны, соответственно,  в огромной степени зависит от ее культуры – в том числе правовой, политической, этической, религиозной.

 

Экономику еще можно определить как учение об ограниченности возможностей и выборе. Ограниченность возможностей существует из-за того, что человеческие потребности практически безграничны, в то время как ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.

Ресурсы или, как они еще называются, факторы производства – это земля, труд, капитал и предпринимательство. Земля включает почву и природные ресурсы: минералы, леса, воды, климат, гавани, выпадение осадков. Труд – это использование (эксплуатация0 человеческого времени, энергии и способностей для производства и распределения товаров и услуг. Капитал состоит из созданных человеком орудий и оборудования, произведенного товара и эквивалентных им денег. Предпринимательство – процесс принятия решений.

Владельцы ресурсов получают за их использование соответственно: ренту за землю, зарплату за труд, процент за капитал и прибыль за предпринимательство.

Так как в любой момент существуют определенные ограничения в ресурсах, существует и граница наших возможностей в производстве товаров и услуг. Поэтому отдельные люди, фирмы и правительства вынуждены выбирать из своих пожеланий, причем так, чтобы получить максимум, используя существующие ресурсы.

Делая свой выбор в условиях неограниченных желаний и ограниченных возможностей, каждое общество должно получить ответы на следующие фундаментальные вопросы:

-         Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

-         Как должны быть произведены эти товары и услуги?

-         Кто получит и сможет воспользоваться этими товарами?

Способ ответа на эти фундаментальные вопросы задает экономическая система. По существу есть две экономические системы: рыночная и распределительная. В распределительной системе на все поставленные вопросы отвечает государство. Желая взять на себя всю экономическую сферу и встречая при этом сопротивление, государство неизбежно начинает управлять и всеми другими сферами жизни человека. Такой экономический, политический и духовный строй называют тоталитарным.

Рыночная экономика, лишь о которой мы и будем здесь говорить, управляется ценами. Основные принципы рыночной экономики: выбор, выгода, самоопределение участников, равенство экономических прав, равновесная цена между спросом и предложением.

Цена.

Когда цена товара повышается, продавцам выгодно увеличивать производство, но покупателям не выгодно покупать слишком дорого. Когда же цены снижаются, ситуация становится противоположной. Таким образом цены посылают «сигналы» покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.

В условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Спрос – это количество товаров и услуг, которые покупатели приобретут по различным ценам. Спрос изменяется в сторону, противоположную изменению цен. Это значит, что по более высоким ценам товаров приобретут меньше, чем по низким. Степень влияния колебаний цен на спрос зависит от эластичности спроса на конкретный товар.

Предложение - это количество товаров и услуг, которые продавцы предложат на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время, его объем изменяется в том же направлении, что и цены. Другими словами, при высоких ценах на прдажу будет предложено больше товаров и услуг, чем при низких и наоборот.

Цена, при которой товары и услуги будут проданы, называется ценой равновесной или рыночной ценой. Такая цена устанавливается, когда объем спроса в точности равен объему предложения. Рыночная цена может быть графически изображена как точка пересечения кривых спроса и предложения.

Колебания спроса и предложения оказывают влияние на рыночную цену. При неизменных условиях увеличение спроса приводит к увеличению рыночных цен, и наоборот. Аналогично увеличение предложения вызывает понижение цен и наоборот.

 

Инфраструктура.

Качество экономики, ее способность удовлетворить потребности людей определяет развитость ее инфраструктуры. Инфрастуктура стоит «на трех китах»: рынок, биржа, банк.

Рынком в данном случае мы называем место, где совершаются сделки, где встречаются продавец и покупатель. Это и примитивная толкучка, где люди продают и обменивают собственные вещи, и специализированные магазины, где покупают на выбор товары по розничным ценам, ярмарки и выставки продажи, где в целях рекламы товары могут продаваться по сниженным ценам, оптовые рынки, где цена товара всегда ниже розничной, поскольку нет затрат на работу продавца. На аукционе продаются уникальные, как правило, вещи, цена на которые устанавливается непосредственно во время торгов в результате соревнования.

Биржа - место, где люди продают и покупают акции, целые компании, партии товаров, валюту, лицензии на разработку полезных ископаемых и т.д. По механизму биржа близка к аукциону, с той разницей, что, купив товар, покупатель не уходит, а тут же предлагает купить его за несколько большую цену. Этот процесс идет непрерывно в течение рабочего времени биржи. На бирже действуют два вида работников: брокеры и дилеры. Брокер – посредник  (или посредническая фирма), получивший определенные временные полномочия от хозяев, с которыми он эпизодически согласовывает свои действия по покупке и продаже. Он получает вознаграждение в виде определенного процента от сделки. Дилер действует от собственного имени, сам занимается куплей-продажей ценных бумаг, валют, товаров. Его прибыль формируется за счет изменения цен во времени. Те и другие внимательно следят за всем, что происходит в мире: за политикой, научными открытиями, развитием технологий, экономическим состоянием стран, климатом. Любое произошедшее событие может повлиять на уровень цен. Новое изобретение Билла Гейтса скорее всего приведет к возрастанию цены акций его капании и падению цены на продукцию его конкурентов. Открытие нового месторождения алмазов приведет к падению цен на них. Победа социалистов на выборах в какой-то стране вполне может снизить курс валюты этой страны. Все это пытается предугадать биржа.

Банки – учреждения, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющее денежные расчеты. Главная функция банков – обеспечивать сохранность вкладов и быть источником ссуд.

Поговорим немного о самом понятии «кредит». В деловом мире взять деньги взаймы можно только под проценты, т.е. возвращать деньги приходится с некоторой прибавкой. Тот, кто дает деньги в долг, получает от этого доход. Его капитал при этом растет, поэтому это занятие – давать деньги в рост – называлось ростовщичество. На протяжении многих веков это слово имело негативный оттенок, займодавцы в литературе изображались алчными и жестокими людьми. Это понятно: репутацию ростовщикам создавали поэты, которые во все времена были людьми бедными, они сами порою были вынуждены брать в долг под проценты и на жесткие сроки, а занятие это мало приятное. Но ведь не ростовщик виноват в том, что ты попал в безвыходное положение, ты же сам к нему пришел. Нельзя забывать, что, давая в долг, займодавец всегда рискует. С появлением сети банков отношения кредиторов и получателей кредита утратили личностный характер, но неприязнь к тому, кто дает в долг, осталась. В одном западном фильме есть эпизод ограбления банка, когда оказавшиеся свидетелями клиенты банка аплодируют грабителям. Конечно, их вклады застрахованы.

Во избежание риска банки чаще всего практикуют давать кредит под залог. Тогда в случае невозврата ссуды банк через суд получает в свою собственность заложенную собственность. Но есть банки, которые внимательно рассматривают проект нового предприятия, и, если оно сулит успех, дают деньги без залога, чаще всего оговаривая свою долю в предприятии. Таким образом банк берет на себя часть риска, без которого невозможно предпринимательство.

Банки являются активными посредниками. Они берут (взаймы, под проценты) деньги у пассивных вкладчиков, желающих лишь сохранить свой капитал, несколько приумножив его, и дают тем, кто способен серьезно преумножить капитал в предпринимательстве. Банки стараются собрать все капиталы, которые лежат в кассах отдельных фирм, а также на руках («в чулках») рядовых граждан без движения. Если вы положили в банк свои деньги на достаточно длинный срок, то он за этот срок успевает несколько раз «прокрутить» их, каждый раз получая прибыль. Отсюда поговорка: «Деньги делают деньги». Разумеется, банк не может пустить в оборот сразу все средства, поскольку вкладчики могут потребовать свои деньги в любой момент (в случае срочного вклада они при этом, правда, не получат свой процент). На этот случай у банка имеется резервный фонд. Поэтому банки стремятся также иметь собственный капитал. Чем больше у банка собственного капитала, тем меньше риск от инвестиций, т.е. вкладов в предприятия.

Банки занимаются покупкой и продажей акций, участвуя в биржевой игре. Они часто владеют крупными и даже контрольными пакетами акций крупных предприятий. Их главной заботой и ответственностью в данном случае является назначить такого управляющего (менеджера) предприятия, чтобы он обеспечил прибыль и развитие.

 

Бизнес есть те виды активности людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг с целью получения прибыли, т.е. прежде всего торговля, индустрия и транспорт.

Прибыль – это не любые деньги, которые получает предприниматель, это не полученный кредит, не дотация, не дар. Прибыль – это результат коммерческой операции, когда из полного дохода (денег, полученных за товар или услуги) вычитаются собственные затраты (прямые и косвенные расходы, включая стоимость купленных товаров и зарплату) и налоги. Остаток, если он есть, называется прибылью. Если же разница оказалась отрицательной, то это означает убыток.

Малый, средний и крупный бизнес – понятия, разумеется, относительные, тем более в разных странах. Малый бизнес характеризуется не столько объемами денежного оборота или количеством управляющего персонала, сколько прозрачностью структуры: предприятие принадлежит физическим лицам, не является частью более крупного предприятия.

В советское время считалось, что крупные предприятия более эффективны, нежели малые. Эта установка привела к строительству огромных заводов и населенных пунктов вокруг них, с которыми теперь очень непросто разобраться. В действительности практика ХХ века показала, что именно малые предприятия получают больший процент прибыли.

На малом предприятии обозримый коллектив, который легче привлечь к общим задачам фирмы, короче исполнительская вертикаль. На нем быстрее выявляются и продвигаются талантливые люди. Малые предприятия быстрее реагируют на рыночные изменения, обновляют технологические процессы, меняют ассортимент товаров и услуг. В особенности эти преимущества сказываются  в конкуренции с государственными предприятиями. Поэтому в России начиная с начала 90-х годов государство, убедившись в преимуществах малого бизнеса, пытается помочь его становлению. Малый бизнес нуждается в помощи, поскольку у него есть свои проблемы, и прежде всего недостаток управленческого опыта предпринимателей, высокий риск, трудность получения кредита, правовая незащищенность, рэкет, традиционно негативное восприятие со стороны населения.

 

Государственное регулирование: формирование системы социальной защиты, финансирование научно-технического прогресса, выравнивание развития секторов экономики и регионов, стабилизация денежно-финансовой системы и валюты, преодоление чрезмерного имущественного расслоения.

Протестантизм: взгляд на экономику, достижения

 

Инфляция – чрезмерное (по отношению к золотому запасу) количество бумажных денег, вызывающее их обесценивание.

Девальвация – осуществление в законодательном порядке понижение курса национальной валюты.

Маркетинг:

n     процесс, охватывающий разработку и реализацию маркетинговой концепции, ценообразование, продвижение товара на рынок и сбыт товаров/услуг, призванный обеспечить обмен в целях реализации интересов участников этого обмена

n     система производственно-сбытовой деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей потребителя на основе адресного изучения и выявления их запросов для достижения организацией поставленных целей.

< НАЗАД ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта