Урок 7

Политическая сфера общественной жизни.

Вся последующая часть данного курса посвящена основам политологии, т.е. науке о политике. В нашей стране эта наука была исключена из рассмотрения, она формируется лишь сейчас.

Политология изначально развивалась в недрах философии. Термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель, который понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служит достижению общего блага и счастливой жизни, как социальную этику.

Христианская политическая доктрина была создана Аврелием Августином (Блаженым Августином) (354-430) и развита Фомой Аквинским (1225-1274), которые говорили о необходимости подчинения государственной власти власти духовной. Всякая власть от Бога, но это не означает, что всякая власть хороша.

В дальнейшем понимание политики менялось, в частности, кроме интеграционного подхода, свойственного древним грекам и христианам, возник конфликтный подход, в рамках которого политику понимали как сферу господства и подавления одних социальных групп другими. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527) рассматривал политику как деятельность в борьбе за власть, которая позволяет ее владельцу получать выгоды, привилегии и управлять обществом. Макиавелли отделил политику от морали, культуры, экономики и т.д. Он рассматривал ее как реальность, рассматривал политические технологии, различал общество и государство. Именно поэтому он считается основателем политической науки.

Идею договорного характера государства развили англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французы Жан Жак Руссо (1712-1778) и Шарль Монтескье (1689-1755). Последний окончательно сформулировал принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В XIX веке на политологию оказала влияние возникшая к тому времени социология, и здесь следует отметить англичанина Герберта Спенсера (1820-1903), который уподобил человеческое общество биологическому организму, где все взаимосвязано.

Макс Вебер (1864-1920) ), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов; теория идеальных типов абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса. Выступал против марксизма. В происхождении западноевропейского капитализма отводил решающую роль протестантизму. Основные сочинения: «Аграрная история древнего мира», «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество».

Политическая власть. М. Вебер дал следующее определение власти: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений  собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая  возможность основана». Т.е. власть – это волевые отношения. Политическая власть включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т.д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.

Ядром политической власти является государственная власть. Она отличается возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем. Для этого она использует законодательные, исполнительные, судебные, правоохранительные органы, обладает многообразными ресурсами.

Ресурсы власти: влияние, авторитет, закон, прямое насилие, богатство, сила, традиция, организация, информация. Власть может использовать в качестве ресурсов мотивы человеческого поведения: страх, любовь, страсти и пороки, убеждение, выгоду, интерес, тайну.

Какие главные ресурсы использует тоталитарная власть? Демократическая власть?

Суверенитет власти означает верховенство и независимость. Отличие от автономности.

Легитимность власти – сложное и не вполне однозначное понятие. Основой смысл – законность установления, в отличии от узурпированной, т.е. насильственно установленной. Но власть может потерять легитимность в глазах управляемых, если, скажем, сама  нарушит действующие законы. Многие считают, что легитимность утрачивается в результате потери доверия со стороны подавляющего большинства.

Политические элиты.

Даже при самой развитой демократии широкие слои населения не могут осуществлять властные функции. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Существование элит в любом сообществе доказывается исторической и повседневной практикой, однако существует два основных понимания сущности элит, притом ни одно из них не является общепринятым. 1) Элита как группа, занимающая властные позиции в руководстве. 2) Элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества. Целью развитого общества является создание элиты, объединяющей эти признаки.

Современная элита рациональна, опирается на закон и формальные правила. Она состоит из четырех слоев: высшая (1/10000 населения), средняя (5% населения, обладающая определенным уровнем дохода, профессиональным статусом и образованием), маргинальная (лишенная одного из этих признаков) и административная (имеющая исполнительную власть, но не принимающая решений).

Две возможных системы отбора элиты. Антрепренерская (предпринимательская, свободная) – когда личные качества претендентов на властные позиции широко обсуждаются, когда кандидат демонстрирует свое умение нравиться людям. Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидата по ступеням власти, когда отбор в элиту осуществляет сама элита. Достоинства и недостатки систем.

Политическое лидерство. 

Лидер в переводе с английского – ведущий, указывающий путь. Характерно, что мы пользуемся для обозначения этого понятия иностранным словом. По-видимому это связано с тем, что во всей новой истории Россия являлась абсолютной монархией, а в новейшей – тоталитарным государством, где вопрос о лидерстве не ставился: у нас всегда были руководители, начальники, назначавшиеся сверху. Они всегда обладали главным качеством: послушанием, остальные лидерские качества имели второстепенное значение. Лишь в конце семидесятых годов робко появилось словечко «неформальный лидер».

Этому предшествовала статья И.Кона в журнале «Новый мир» с необычным для того времени подзаголовком «опыт социальной психологии». Для того, чтобы изучить проблему неформального лидерства, ученые должны были найти среду, сообщество, свободное от всепроникающего начальствования. И такое сообщество они нашли в лице уголовной среды. Кто становится лидером (в данном случае и слова русские есть: главарь, атаман) банды, шайки? Предварительно напрашивались несколько возможных ответов: самый сильный, самый умный, самый смелый, самый жестокий. Но исследования показали, что все эти версии были неверны. Руководителем шайки всегда оказывался некто усредненный, некто, объединявший в себе типичные для шайки черты характера. Каждый из членов данной преступной группы был в чем-то похож на главаря, ощущал с ним некую родственность. Самый же сильный  становился телохранителем, самый умный играл роль начальника штаба, и т.д. Автор упомянутой статьи рассмотрел с этой точки зрения окружение Гитлера и увидел там ту же картину. Остальное должен был домыслить сам читатель. Таковы были первые шаги российской политологии.

Никколо Макиавелли строил свою теорию лидерства на взаимоотношениях правителя и подданных. Из этого он выводил характер, которым должен обладать лидер. Мудрый лидер должен соединять в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Если правитель является прирожденным львом, то он должен приобрести качества лисицы, если же он по природе лисица, то ему следует притвориться львом. В целом теория Макиавелли содержит четыре основных положения: 1) власть лидера кореннится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Здесь еще раз следует напомнить, что Макиавелли рассматривал проблемы лидерства и вообще власти вне морали.

Цельной теории политического лидерства до сих пор не существует, политология в этом вопросе остается эмпирической наукой, занимаясь в основном попытками систематизировать накапливающиеся наблюдения за фактически появляющимися в истории лидерами. Причина здесь состоит в том, что непрерывно меняются сами сообщества, в зависимости от этого им требуются каждый раз новые типы лидеров.

М. Вебер различал три типа лидерства.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, верований, на силу привычки. Право на власть лидер приобретает по происхождению.

Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные качества личности. Харизма – это способность воздействовать на массы без помощи инструментов власти. Особенность власти харизматического лидера состоит в том, что она лишена каких либо материальных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, это духовная власть.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана правовых нормах, признанных обществом. Человечество движется именно к такому типу лидерства, но нельзя забывать, что первые два типа также могут иметь место в различных общностях. В России они пока преобладают.

Возрастание роли психологических факторов привело к переносу в политологию терминов психологии. На этом основании некоторые авторы  выделяют пять политических стилей.

Параноидальный

Демонстративный

Компульсивный («отличник»)

Депрессивный («соратник»)

Шизоидальный (одиночка)

Эту классификацию следовало бы назвать скорее не «психологической», а «психиатрической» и добавить в нее шестой стиль – «здоровый». (Предлагается самим проклассифицировать известных политиков по указанным категориям).

 

О лидерах – побольше. «Короля играет свита»!  Раскрутка авторитета. Святослав Федоров, Ленин (об авторстве его и праве дерзать от первого лица)

Он был  как выпад на рапире.

Гонясь за высказанным вслед,

Он гнул свое, пиджак топыря

И пяля передки штиблет.

Слова могли быть о мазуте,

Но корпуса его изгиб

Дышал полетом голой сути,

Прорвавшей глупый слой лузги.

И эта голая картавость

Отчитывалась вслух во всем,

Что кровью былей начерталось:

Он был их звуковым лицом.

Столетий завистью завистлив,

Ревнив их ревностью одной,

Он управлял теченьем мыслей

И только потому  страной.

 

Тогда его увидев въяве,

Я думал, думал без конца

Об авторстве его и праве

Дерзать от первого лица.

Из ряда многих поколений

Выходит кто-нибудь вперед.

Предвестьем льгот приходит гений

И гнетом мстит за свой уход.

< НАЗАД ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта