Урок 8
Механизм
формирования и функционирования власти.
Политическая
система общества включает в себя все существующие
в обществе типы политических взаимодействий, т.е. все взаимодействия
властвующего и подвластного. При таком определении в ней выделяют подсистемы:
-
экономическая осуществляет адаптацию общества
к потребностям в потребительских товарах и услугах;
-
политическая определяет коллективные цели,
мобилизует ресурсы, принимает решения;
-
социальная обеспечивает поддержание
устоявшегося образа жизни, передачу норм, правил и ценностей, которые
становятся важными факторами мотивации поведения личности;
-
духовная осуществляет интеграцию
общества, установление и сохранение связей солидарности.
Однако
чаще под политической системой имеют в виду именно целевую, сугубо политическую
подсистему, включающую в себя институты власти. Институт власти –
совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, та или
иная форма общественного устройства. Говорят: «институт парламентаризма»,
«институт народного волеизъявления», «институт охраны порядка», «институт
общественных организаций». В этом понимании политическая система технична, как
бы обездушена, она аналогична, например, электронной системе управления. На
входе такой системы – требования и поддержка общества, на выходе –политические
решения и действия. Продолжая аналогию с техникой, можно говорить о
необходимости в такой системе обратной связи, которая отслеживает
последствия решений и действий и предохраняет от режима генерации,
ведущему к разрушению системы.
В
таком понимании устройство политической системы еще не описывает сущность
общественных отношений. Так, политическая система СССР формально содержала все
упомянутые и другие институты, свойственные демократическому обществу. Согласно
Конституции СССР, в стране были и всеобщие свободные и тайные выборы, был
парламент, были профсоюзы, общественные организации, даже разделение властей. И
вместе с тем всему миру было ясно, что никакой демократии в СССР нет. Именно в
этой связи в политологии и появилось понятие политического режима.
Политический
режим – совокупность методов, приемов и средств осуществления
политической власти. Политические режимы отличаются друг от друга прежде всего
политическими силами, находящимися у власти, механизмами осуществления власти и
ее целями, тем, как она реально осуществляется, правами граждан, мерой
соотношения убеждения и принуждения. В зависимости от соотношения демократии и
диктатуры в организации общества в политической практике можно выделить три
основных типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм.
Название происходит от латинского «totalis», в английском есть слово «total», что
означает «весь, целый, полный». Тоталитаризм означает полный контроль и
жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности
общества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия.
Тоталитаризм представляет собой форму диктатуры, возникшую в ХХ веке.
Диктатура – это неограниченная власть. Диктатуры в истории возникали довольно часто – и в античности и позже, но все они были внутренне непрочны, поскольку держались исключительно на воле диктатора.
Тоталитаризм
– принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и
идеологии. Государство имеет всеобъемлющую власть в обществе, основанную на
государственной монополии национальной собственности и вытекающих из этого
принудительного господства и подчинения. В основе лежит идея о
необходимости абсолютной власти государства, государство рассматривается как
единственный общественный институт, способный осуществить порядок, охрану и
защиту граждан. Тоталитаризм возникает на базе а) слабой экономики (а значит и
острых социальных противоречий), б) низкого культурного уровня, в) нездоровой
психологической атмосферы в обществе. В этой ситуации всегда возникает желание
усиления роли государства в управлении обществом, передать ему функции
мобилизации, контроля, распределения и управления ресурсами.
1).
Монополизация власти и ее неограниченные полномочия во всех сферах жизни
общества и человека.
2).
Диктатура одной партии, слияние партии и правительства.
3). Государственный статус идеологии. Идеи признанной доктрины неоспоримы, абсолютны и общеобязательны. Монополия власти на средства массовой информации дает возможность осуществлять массированное идеологическое и психологическое воздействие.
4).
Использование силы и принуждения. Репрессии. Использование секретных служб для
выявления инакомыслящих.
5).
Тенденция к милитаризации общества.
Авторитарный
режим. При этом режиме авторитарная власть обращена к народу,
а потому поддерживается им. Авторитаризм по духу близок к тоталитаризму.
Признаки.
1). Власть не имеет тоталитарных амбиций. Это чаще всего власть добровольно признаваемого авторитета правящей элиты. Власть легитимна. Политическая деятельность элиты избегает конфронтации и откровенно силовых решений.
2). Размытость идеологической ориентации и национального интереса.
3). Гражданские свободы контролируются правительством. Влияние на людей осуществляется в форме директив, приказов, распоряжений.
4). Тщательно скрываемое применение силы, не приводящее к потере авторитета.
5). Демократические институты сохраняются, но с ограничениями.
Часто авторитаризм, допуская некоторую степень индивидуальной свободы, допускает и умеренную оппозицию в неких пределах.
Демократический режим. Существует в двух основных формах – парламентский и президентский. Основан на деятельности представительных учреждений, их выборности, законности осуществления своих полномочий и подотчетности институтам гражданского общества (электорату и его объединениям).
Признаки.
1). Соблюдается принцип разделения властей, их контроля и баланса. Бюрократические проявления исполнительной власти предотвращаются системой контроля со стороны представительных и судебных органов.
2). Существует многопартийная система, при которой партии оспаривают свое представительство в представительных органах в ходе предвыборной борьбы.
3). Всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Борьба за власть носит открытый характер и базируется на предусмотренных законом процедурах.
4). Существует местное самоуправление граждан, принимающее самостоятельные решения по местным проблемам, не противоречащие закону.
5). Разнообразные общественные ассоциации граждан – группы по интересам, группы давления, профсоюзы и т.д. выступают полноправными субъектами демократической системы власти и строят свои отношения с государственной властью на принципах соучастия и сотрудничества.
6). Гражданские права и свободы гарантируются и защищаются государством.
7). Признается и реализуется принцип подчинения меньшинства большинству в виде подчинения меньшинства закону, принятому большинством. При этом государство уважает интересы меньшинства и выступает посредником споров и конфликтов между большинством и меньшинством.
8). Существует оппозиция, которая не преследуется, исключается однопартийная система. Оппозиция имеет доступ к средствам массовой информации.
Говоря об оппозиции, следует отметить, что именно она осуществляет функцию обратной связи, о которой мы говорили как о желательном элементе политической системы. Оппозиция предупреждает власть о возможных негативных последствиях политических действий, активно участвует в контроле за государственными органами, предает гласности злоупотребления, сообщает о недовольстве населения политическими действиями. Различают конструктивную и деструктивную оппозицию. Деструктивная оппозиция озабочена главным образом не заботой об общем благе, а стремлением разрушить авторитет власти, при этом она апеллирует непосредственно к избирателям, воздействуя на низменные инстинкты толпы.
Миф о святости абсолютизма. Ложь как основа советского общества.