Урок 8

Механизм формирования и функционирования власти.

 

Политическая система общества включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, т.е. все взаимодействия властвующего и подвластного. При таком определении в ней выделяют подсистемы:

-         экономическая осуществляет адаптацию общества к потребностям в потребительских товарах и услугах;

-         политическая определяет коллективные цели, мобилизует ресурсы, принимает решения;

-         социальная обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачу норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации поведения личности;

-         духовная осуществляет интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности.

Однако чаще под политической системой имеют в виду именно целевую, сугубо политическую подсистему, включающую в себя институты власти. Институт власти – совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства. Говорят: «институт парламентаризма», «институт народного волеизъявления», «институт охраны порядка», «институт общественных организаций». В этом понимании политическая система технична, как бы обездушена, она аналогична, например, электронной системе управления. На входе такой системы – требования и поддержка общества, на выходе –политические решения и действия. Продолжая аналогию с техникой, можно говорить о необходимости в такой системе обратной связи, которая отслеживает последствия решений и действий и предохраняет от режима генерации, ведущему к разрушению системы.

В таком понимании устройство политической системы еще не описывает сущность общественных отношений. Так, политическая система СССР формально содержала все упомянутые и другие институты, свойственные демократическому обществу. Согласно Конституции СССР, в стране были и всеобщие свободные и тайные выборы, был парламент, были профсоюзы, общественные организации, даже разделение властей. И вместе с тем всему миру было ясно, что никакой демократии в СССР нет. Именно в этой связи в политологии и появилось понятие политического режима.

Политический режим – совокупность методов, приемов и средств осуществления политической власти. Политические режимы отличаются друг от друга прежде всего политическими силами, находящимися у власти, механизмами осуществления власти и ее целями, тем, как она реально осуществляется, правами граждан, мерой соотношения убеждения и принуждения. В зависимости от соотношения демократии и диктатуры в организации общества в политической практике можно выделить три основных типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм. Название происходит от латинского «totalis», в английском есть слово «total», что означает «весь, целый, полный». Тоталитаризм означает полный контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой форму диктатуры, возникшую в ХХ веке.

Диктатура – это неограниченная власть. Диктатуры в истории возникали довольно часто – и в античности и позже, но все они были внутренне непрочны, поскольку держались исключительно на воле диктатора.

Тоталитаризм – принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии. Государство имеет всеобъемлющую власть в обществе, основанную на государственной монополии национальной собственности и вытекающих из этого принудительного господства и подчинения. В основе лежит идея о необходимости абсолютной власти государства, государство рассматривается как единственный общественный институт, способный осуществить порядок, охрану и защиту граждан. Тоталитаризм возникает на базе а) слабой экономики (а значит и острых социальных противоречий), б) низкого культурного уровня, в) нездоровой психологической атмосферы в обществе. В этой ситуации всегда возникает желание усиления роли государства в управлении обществом, передать ему функции мобилизации, контроля, распределения и управления ресурсами.

Признаки

1). Монополизация власти и ее неограниченные полномочия во всех сферах жизни общества и человека.

2). Диктатура одной партии, слияние партии и правительства.

3). Государственный статус идеологии. Идеи признанной доктрины неоспоримы, абсолютны и общеобязательны. Монополия власти на средства массовой информации дает возможность осуществлять массированное идеологическое и психологическое воздействие.

4). Использование силы и принуждения. Репрессии. Использование секретных служб для выявления инакомыслящих.

5). Тенденция к милитаризации общества.

Авторитарный режим. При этом режиме авторитарная власть обращена к народу, а потому поддерживается им. Авторитаризм по духу близок к тоталитаризму.

Признаки.

1). Власть не имеет тоталитарных амбиций. Это чаще всего власть добровольно признаваемого авторитета правящей элиты. Власть легитимна. Политическая деятельность элиты избегает конфронтации и откровенно силовых решений.

2). Размытость идеологической ориентации и национального интереса.

3). Гражданские свободы контролируются правительством. Влияние на людей осуществляется в форме директив, приказов, распоряжений.

4). Тщательно скрываемое применение силы, не приводящее к потере авторитета.

5). Демократические институты сохраняются, но с ограничениями.

Часто авторитаризм, допуская некоторую степень индивидуальной свободы, допускает и умеренную оппозицию в неких пределах.

Демократический режим. Существует в двух основных формах – парламентский и президентский. Основан на деятельности представительных учреждений, их выборности, законности осуществления своих полномочий и подотчетности институтам гражданского общества (электорату и его объединениям).

Признаки.

1). Соблюдается принцип разделения властей, их контроля и баланса. Бюрократические проявления исполнительной власти предотвращаются системой контроля со стороны представительных и судебных органов.

2). Существует многопартийная система, при которой партии оспаривают свое представительство в представительных органах в ходе предвыборной борьбы.

3). Всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Борьба за власть носит открытый характер и базируется на предусмотренных законом процедурах.

4). Существует местное самоуправление граждан, принимающее самостоятельные решения по местным проблемам, не противоречащие закону.

5). Разнообразные общественные ассоциации граждан – группы по интересам, группы давления, профсоюзы и т.д. выступают полноправными субъектами демократической системы власти и строят свои отношения с государственной властью на принципах соучастия и сотрудничества.

6). Гражданские права и свободы гарантируются и защищаются государством.

7). Признается и реализуется принцип подчинения меньшинства большинству в виде подчинения меньшинства закону, принятому большинством. При этом государство уважает интересы меньшинства и выступает посредником споров и конфликтов между большинством и меньшинством.

8). Существует оппозиция, которая не преследуется, исключается однопартийная система. Оппозиция имеет доступ к средствам массовой информации.

Говоря об оппозиции, следует отметить, что именно она осуществляет функцию обратной связи, о которой мы говорили как о желательном элементе политической системы. Оппозиция предупреждает власть о возможных негативных последствиях политических действий, активно участвует в контроле за государственными органами, предает гласности злоупотребления, сообщает о недовольстве населения политическими действиями. Различают конструктивную и деструктивную оппозицию. Деструктивная оппозиция озабочена главным образом не заботой об общем благе, а стремлением разрушить авторитет власти, при этом она апеллирует непосредственно к избирателям, воздействуя на низменные инстинкты толпы.

 

Миф о святости абсолютизма. Ложь как основа советского общества.

< НАЗАД ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта