Урок 9

Гражданское общество.

 

Жизнь и деятельность людей в повседневности связана с удовлетворением не общезначимых потребностей, реализуемых в политике, а удовлетворением самых разнообразных частных потребностей и интересов. Человек в первую очередь стремится к автономии и независимости от коллективной жизни. Для осуществления частных интересов люди сами, по своему выбору создают негосударственные, неполитические институты: семью, церковь, производственные и торговые предприятия, профессиональные и спортивные союзы, клубы по интересам, средства массовой информации, учреждения культуры, ассоциации и союзы. Эти институты и составляют сферу гражданского общества.

Государство и гражданское общество взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношении друг с другом. Напротив, государство представляет собой пространство тотальной регламентации взаимоотношений политических субъектов.

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному сословно-кастовому обществу. В таком обществе государство практически совпадало с имущими классами и было обособлено от основной массы населения.

Но именно в те времена в недрах сословно-классового общества начали складываться островки будущего гражданского общества: естественные, не учреждаемые государством добровольные объединения людей. И в этом процессе, возможно, равную роль играли духовные и материальные интересы. Первохристианские общины распространялись казалось бы медленно, но неуклонно. За три века они распространились на всю Римскую империю. Для этого периода главным делом христиан была борьба за свободу веры. Христианские общины создавали вокруг себя монастыри, школы, производственные структуры. В средние века стали образовываться объединения ремесленников, торговцев – цеха, гильдии – уже по экономическим интересам. Здесь с самого начала действовал принцип защиты собственности. Институт собственности с самого начала стал экономической предпосылкой свободы индивида. Духовная и материальная свобода, которой добивались веками люди, реализовалась юридически с принятием биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. С этих вех отсчитывается функционирование гражданского общества.

Показателем развитости гражданского общества служит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Потребности человека в пище, одежде, жилье и т.д. удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных отношений. На этом уровне действуют такие общественные институты как частные предприятия, акционерные общества, союзы потребителей, профессиональные союзы.

Второй уровень – это все, повседневно окружает человека, его разнообразные интересы, социокультурные отношения. Эти потребности удовлетворяются прежде всего такими общественными институтами как семья и Церковь, и далее – СМИ, учреждения культуры и образования, творческие союзы, ассоциации по интересам, и т.д.

К третьему уровню относят политико-культурные отношения, в которых формируется отношение человека к власти. Политические интересы реализуется через такие институты как местное самоуправление, политические партии, избирательные объединения, лоббистские группы и т.д.

В стране, не без оснований претендующей на звание самой демократической страны в мире, США существует всеохватывающая система институтов гражданского общества. В добровольных организациях и объединениях состоит 70% населения США, а 50% состоит в двух или более организациях. В 200 потребительских организациях состоят более 70 млн граждан. Это сеть групп и объединений функционирует ежедневно, ее цель – создание условий для самореализации индивидов и групп в их повседневных потребностях.

Что же касается России, то у нас наблюдается прямо противоположная картина. В годы тоталитаризма институты гражданского общества у нас отсутствовали. Точнее, номинально существовали и профсоюзы и потребкооперации и общественные организации, и многое другое, но все эти организации фактически создавались и полностью контролировались партийно-государственной системой. За прошедшие 10 лет такие институты, действительно свободные от государства, появились, но все они либо несут в себе прежние черты государственной казенщины (профсоюзы, учреждения культуры, творческие союзы, многие СМИ), либо испытывают глухую неприязнь со стороны общества (частные предприятия, негосударственные школы и ВУЗы, политические партии). Местное самоуправление, как это видно на примере Петербурга, вовсе не осознается обществом как необходимая ступень управления, призванная заниматься насущными и повседневными нуждами жителей. Катастрофически мало ассоциаций потребителей, общественных организаций, негосударственных школ. Политические партии лишены постоянной массовой поддержки.

Особо следует сказать о Церкви. РПЦ даже и не пытается настроить своих прихожан на работу в институтах гражданского общества, воспитывать граждан не на словах а на деле. У нее отсутствует социальная доктрина, отсутствует позиция по отношению к перспективам развития демократии, той демократии, которая принесла Церкви освобождение от гнета атеистического тоталитаризма.

Смело можно сказать, что именно неразвитость системы институтов гражданского общества является основной причиной медленного и противоречивого процесса становления демократического режима в России. В традиционной оглядке на государство мы ждем именно от него указаний на то, как следует формировать гражданское общество, не сознавая, что оно может сформироваться только по инициативе самих индивидов и вполне добровольно. Сегодняшнее государство не препятствует созданию этих институтов, и этого достаточно, остальное зависит от нас самих. Гражданское общество не строится, оно выращивается, оно стоит не на фундаменте, а на корнях.

Итак, демократический режим складывается из взаимодействия правового государства и гражданского общества. Режим этого взаимодействия, подчинение как государства, так и гражданского общества общим правовым нормам называется конституционализмом. Формы конституционализма могут быть разными, например различают  англо-американскую и евроконтинентальную модели.

Конституция как основной закон – это форма соглашения общества и государства о разграничении сфер их деятельности, по которому гражданское общество является сферой индивидуальных свобод и частных интересов, а государство – сферой публичной власти и общих интересов.

 

Конституция России.

< НАЗАД ВПЕРЕД >

В оглавление учебника Главная страница сайта