Подбирая спутника для нелегкого пути, недостаточно поинтересоваться целью,
которую он себе ставит. Нужно понять мотивы, которые им движут, нужно попытаться
понять его характер. Только это сможет уберечь от непредсказуемости партнера
в ситуациях, которые предъявит жизнь.
Этот же подход можно распространить с человеческих отношений на общественные.
Проявляя интерес к политической партии, обычно интересуются ее программой. Однако
отточенные формулировки партийных программ, как правило, лишь скрывают истинную
сущность устремлений партии.
В настоящих очерках мы попытались в открытой и свободной форме именно описать
характер Христианско-Демократического Союза, обозначить общие тенденции и дальние
цели, заострить проблемы, стоящие перед нами и перед всей страной.
Христианство и демократия - в этих двух понятиях, в их взаимоотношениях заключается,
по существу, вся проблематика, которую мы попытались вскрыть. И то, и другое
ново для России, но еще новее христианская демократия - как политическое течение,
как мировоззрение, как идеология. Но мы идем еще дальше: мы верим в христианскую
демократию как образ жизни России в третьем тысячелетии.
Мы употребили достаточно жесткие слова, говоря о болезни нашего общества, о
российском менталитете. Излишне подчеркивать, что эти слова мы относим и к себе:
у нас нет никаких оснований отделять себя от народа и, тем более, противопоставлять
себя ему. Требуется мужество, чтобы сказать о себе правду. Но без этого не прорвать
порочный круг самоутешения, самообольщения. Закрывая глаза на правду, мы производим
молодое поколение, в точности повторяющее нас.
Подавляющее большинство голосов, слышащихся сегодня в России, - это голоса жалоб,
проклятий и уныния. А мы говорим, что были и несравненно худшие времена. Нам
говорят, что все развалено, все выгорело, все беспросветно. А мы говорим, что
есть возможность начать новый путь, есть возможность сеять семена на очищенных
полях.
Как стихотворение, вышедшее из-под пера поэта, перестает ему принадлежать, обретая
новую жизнь в песне или крылатых словах, так и мы не патентуем высказанное нами.
Напротив, нам хочется надеяться, что кто-то примет высказанные здесь мысли как
свои, а для кого-то они составят предмет дискуссии.
Едва ли нам удалось с полной ясностью выразить всю идеологию христианской демократии:
она являет собою живой организм в развитии. Но вместе с тем она представляет
собой ясно очерченную полосу в мировом политическом спектре. Едва зарождаясь
в России, христианская демократия уже открыта для всех, кому дороги христианство
и демократия, - как отдельным людям, так и общественным и политическим организациям
и движениям.
Мы надеемся быть понятыми. Не каждое слово есть истина.
Но все же -
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО.
Санкт-Петербург, апрель 1996г. - март 1998г.
УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Данная публикация осуществлена Христианско-Демократическим
Союзом Санкт-Петербурга с целью изложить в публицистической форме идеологию
российской христианской демократии.
То, что на титульном листе отсутствует фамилия автора, объясняется несколькими
причинами.
1. В тексте во избежание перегрузки отсутствуют ссылки на литературу, в основном
западную, которая активно использовалась.
2. В процессе написания большую роль сыграли многочисленные дискуссии с членами
руководства ХДС СПб.
3. Публикация претендует на роль документа партии в случае одобрения съезда.
Вместе с тем, автор несет всю ответственность за содержание брошюры.
Второе издание содержит небольшие добавления в гл. III.
Г. Трубников.