V. ОТКРЫТОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Подбирая спутника для нелегкого пути, недостаточно поинтересоваться целью, которую он себе ставит. Нужно понять мотивы, которые им движут, нужно попытаться понять его характер. Только это сможет уберечь от непредсказуемости партнера в ситуациях, которые предъявит жизнь.
Этот же подход можно распространить с человеческих отношений на общественные. Проявляя интерес к политической партии, обычно интересуются ее программой. Однако отточенные формулировки партийных программ, как правило, лишь скрывают истинную сущность устремлений партии.
В настоящих очерках мы попытались в открытой и свободной форме именно описать характер Христианско-Демократического Союза, обозначить общие тенденции и дальние цели, заострить проблемы, стоящие перед нами и перед всей страной.
Христианство и демократия - в этих двух понятиях, в их взаимоотношениях заключается, по существу, вся проблематика, которую мы попытались вскрыть. И то, и другое ново для России, но еще новее христианская демократия - как политическое течение, как мировоззрение, как идеология. Но мы идем еще дальше: мы верим в христианскую демократию как образ жизни России в третьем тысячелетии.
Мы употребили достаточно жесткие слова, говоря о болезни нашего общества, о российском менталитете. Излишне подчеркивать, что эти слова мы относим и к себе: у нас нет никаких оснований отделять себя от народа и, тем более, противопоставлять себя ему. Требуется мужество, чтобы сказать о себе правду. Но без этого не прорвать порочный круг самоутешения, самообольщения. Закрывая глаза на правду, мы производим молодое поколение, в точности повторяющее нас.
Подавляющее большинство голосов, слышащихся сегодня в России, - это голоса жалоб, проклятий и уныния. А мы говорим, что были и несравненно худшие времена. Нам говорят, что все развалено, все выгорело, все беспросветно. А мы говорим, что есть возможность начать новый путь, есть возможность сеять семена на очищенных полях.
Как стихотворение, вышедшее из-под пера поэта, перестает ему принадлежать, обретая новую жизнь в песне или крылатых словах, так и мы не патентуем высказанное нами. Напротив, нам хочется надеяться, что кто-то примет высказанные здесь мысли как свои, а для кого-то они составят предмет дискуссии.
Едва ли нам удалось с полной ясностью выразить всю идеологию христианской демократии: она являет собою живой организм в развитии. Но вместе с тем она представляет собой ясно очерченную полосу в мировом политическом спектре. Едва зарождаясь в России, христианская демократия уже открыта для всех, кому дороги христианство и демократия, - как отдельным людям, так и общественным и политическим организациям и движениям.

Мы надеемся быть понятыми. Не каждое слово есть истина. Но все же -
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО.

Санкт-Петербург, апрель 1996г. - март 1998г.


УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Данная публикация осуществлена Христианско-Демократическим Союзом Санкт-Петербурга с целью изложить в публицистической форме идеологию российской христианской демократии.
То, что на титульном листе отсутствует фамилия автора, объясняется несколькими причинами.
1. В тексте во избежание перегрузки отсутствуют ссылки на литературу, в основном западную, которая активно использовалась.
2. В процессе написания большую роль сыграли многочисленные дискуссии с членами руководства ХДС СПб.
3. Публикация претендует на роль документа партии в случае одобрения съезда.
Вместе с тем, автор несет всю ответственность за содержание брошюры.
Второе издание содержит небольшие добавления в гл. III.

Г. Трубников.

1 2 3 4 5 6

<назад вперед>