Георгий Трубников

КЛИО СТУЧИТСЯ В ДВЕРИ

4. Кто старший брат - Москва или Киев?

А Украина… Эта часть Киевской Руси, прожившая века под именем Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой, в итоге была колонизирована Московией.А поскольку моя прабабка носила девичью фамилию Марковец и была из тех краев, то мои родственники, возможно, учились в Львовском университете, основанном аж в 1661 году. Возможно, были униатами и, наверное, самостийниками. И гибли от карателей, действовавших от лица Российской империи и Советского Союза с времен Екатерины до времен Сталина. Были они, конечно, и среди участников «оранжевой революции» в декабре 2004 года. И в экран телевизора я вглядывался с особым чувством сопричастности. Отрадно сознавать, что не было ни одного физического столкновения на площадях и улицах Киева, даже когда туда привезли людей из Донбасса. А нас уже готовили к предстоящим дракам, к прорывам полицейских цепей. Вспоминались бушующие московские толпы 1993 года, константиновы и руцкие, призывающие к захвату мэрии и телевидения, избиение милиционеров. В Киеве ничего подобного не произошло. И дело тут не в хорошей организации, не в более умеренных вождях. Просто это совсем другой народ. Не пора ли к нему присмотреться?

Мы в глубине сознания рассматриваем распад СССР как недоразумение, как ошибки политиков 1991 года. Когда мы вмешиваемся во внутренние дела бывших колоний, то чувствуем себя взрослым старшим братом перед расшалившимися пацанами. Нет, чтобы задуматься, представить, что кто-то из них, может быть, мудрее нас. Тот же Киев, проживший гораздо более долгую и осмысленную жизнь, нежели Москва.

И если говорить о братских наших отношениях, то не самое ли время предположить, что украинский народ не меньшой наш брат, а наоборот – старший. И его тяга к Европе – естественная и осмысленная – не может ли стать и для нас вразумляющей.

Даже невооруженным глазом видно, что Запад Украины более религиозен и там имеется вовсе незнакомое россиянам влияние католицизма. О религиозном факторе формирования национального характера мы знаем непростительно мало. Сами будучи весьма равнодушны к религии, мы предполагаем такое же равнодушие и в других народах, а это большая ошибка. У либеральной историографии перед религиозным вопросом просто опускаются руки, настолько здесь всё запущено.

1. Александр Батыевич Невский

    2. Новгородцы и московиты

    3. Романовско-советская историография

    4. Кто старший брат - Москва или Киев?

    5. Православие или христианство?

    6. История, «та самая, которая ни слова, ни полслова не соврет»

 

Оглавление сборника