Георгий Трубников

КЛИО СТУЧИТСЯ В ДВЕРИ

5. Православие или христианство?

В течение всех двадцати лет легального либерально-демократического движения его руководители и идеологи старательно избегали разговоров в этой плоскости, ограничиваясь лишь тезисами о свободе вероисповедания и отделения церкви и государства. Либералы не хотели чисто прагматически использовать в своих целях все, что касается религии. «Раз я не верю в Бога, то и не говорю о Нем». Вообще идеологией и, тем более, идеологической пропагандой либералы в отличие от коммунистов в силу своей целомудренности не занимались, считая, что открытое информационное поле само сделает свое дело. Это было ошибкой. Пресловутая разруха в головах за эти годы неимоверно увеличилась, достигнув, как показывают социологические исследования, критического уровня. В общественном сознании отсутствует какой бы то ни было историзм, царствуют многочисленные фобии.

В религиозных вопросах это особенно очевидно. Девять из десяти людей, посещающих церковь, на не слишком корректный вопрос: кем вы себя считаете – христианином или православным, уверенно отвечают: православными. В центре веры этих людей зачастую находится вовсе не Христос, а некий языческий идол. «Это у вас жидовский Христос, а наш русский бог – Николай Чудотворец!» – даже такое доводится услышать в православном храме.

Все это не случайно. РПЦ исподволь упорно и успешно внедряет в российское общественное сознание убеждение в том, что православие по существу есть отдельная религия, иная, нежели католичество и протестантизм. В смягченной форме это выглядит так, что западное христианство давно выродилось, истинная вера осталась только в лоне РПЦ.

Главная суть трудных отношений Католичества и Православия заключается в том, что Церковь по определению едина. Это вынуждены признавать обе стороны. Следовательно, каждая сторона считает именно себя единственной Церковью, а другую сторону – раскольничьей, отошедшей от Истины. Партнерства не получается.

К тому же Церковь, также по определению, является Апостольской, существует апостольское преемство, существует один глава Церкви, ведущий преемство о св. Петра, и епископы, имеющие преемство друг от друга.

Далее, Церковь является еще и Соборной, т.е. главные ее решения принимаются Вселенским Собором.

Итак, три вопроса, отвечать на которые все равно нужно каждый день: кто глава Церкви, кто раскольник, решения какого Собора являются законом для всех христиан.

Общеизвестно, что разделение Церкви явилось результатом разделения Римской империи на Западную и Восточную, т.е. произошло по политическим мотивам. Считается, что оформилось оно в 1054 году, когда глава Церкви папа Лев IX и константинопольский патриарх Керуларий (бывший хотя и могущественным, но все же только епископом) предали друг друга анафеме.

   Всей Церковью признаются семь соборов, произошедшие до разделения, на которых были представлены все епископаты. Но был еще один собор, который также имел полный кворум и все основания считаться Вселенским, однако Московский Патриархат его не признает. Изложу эти события так, как прочел в изумительной и редкой книге С.Н. Булгакова «У стен Херсониса». Эту книгу я поставил на свой сайт, где теперь ее может прочесть каждый: http://gtrubnikov.ru/hersonis.htm

Восьмой, Флорентийский Собор был созван в 1438 году, спустя четыреста лет после разделения. Это говорит о том, что все прошедшее время среди христиан, разделенных властями, не ослабевала тяга к воссоединению. Восточная церковь была представлена очень солидно: византийский император, константинопольский патриарх, все высшие православные иерархи. Собор проходил в течение семи лет, но главный документ, Уния, был подписан уже в 1439 году. Из всех важнейших решенных вопросов упомянем лишь о двух: об окончательном тексте Символа веры и о верховенстве Папы. Уния была подписана, часть участников Собора разъехалась.

Уехал и митрополит Русской Церкви Исидор. В октябре 1440 года он прибыл в Киев и своими посланиями возвестил о принятии Унии. Через полгода приехал в Москву и провел службу в Успенском Соборе, где торжественно провозгласил Унию, а во время литургии поминался Папа. Духовенством и боярами все происходящее было воспринято спокойно.

Однако вскоре великий князь Василий Васильевич, которому от роду было 24 года и которого впоследствии назвали Темным, приказал заточить митрополита и низложил его. Московская церковная общественность дружно поддержала почин главы государства и прокляла Унию. Московия пошла своим путем.

Исидор был последним митрополитом, назначенным Константинопольским Патриархом. В 1453 году Константинополь стал Стамбулом, восточные патриархи тоже отказались от своих подписей под Унией.

Таким образом, на юридическом языке можно говорить о том, что именно православные церкви пошли по пути раскола Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.  

Единственной территорией Православия, где Уния была принята, стали земли,  называемые сейчас Западной Украиной. Здесь в 1596 году состоялся поместный Брестский Собор и с тех пор существует Греко-Католическая (униатская) церковь - христианское объединение, подчиняющееся Папе при сохранении православных обрядов.

Со времен Екатерины, когда эти земли отошли к России, эта церковь неоднократно подвергалась гонениям. Особенно жестокими были акции после Второй мировой войны, когда все действующие греко-католические епископы были расстреляны, а десятки тысяч прихожан попали в лагеря.

В 1946 году под штыками КГБ состоялся Львовский собор греко-католической Церкви, который самими греко-католиками не признается. На соборе было принято решение об отмене Брестской унии, самоликвидации униатской церкви и переходе всех верующих в православие. Вплоть до 1990 года униатские епископы, священники и монахи находились на нелегальном положении. Однако, по оценкам, число греко-католиков к концу советского периода составляло около 4 млн человек (сегодня – 5,5 миллионов).

В 1990 году статус Украинской греко-католической церкви был восстановлен. Униатам разрешили создавать религиозные организации, свободно исполнять обряды и владеть собственностью. К середине 1990-х годов на Западной Украине большая часть храмов УГКЦ, принадлежавших после 1946 года РПЦ, вновь оказалась в руках греко-католиков. Не обошлось без насилия, при этом пострадавшей стороной оказались православные. Эта ситуация характерна для всей Украины, где в настоящее время кроме греко-католиков  действуют три православные организации, не признающие друг друга.

 Главная претензия, предъявляемая Риму Москвой, состоит в том, что Папа не осуждает действия униатов на Украине. Однако законны или незаконны действия верующих людей – судить украинским властям, и Папа здесь не при чем. Православных священников никто, по крайней мере, не убивает и в Сибирь не посылает. И Папа не настаивает на том, чтобы РПЦ покаялась за свои действия в 1946 году, когда она освоила чужие вековые храмы подобно мусульманам, освоившим Софийский Собор Константинополя.

1. Александр Батыевич Невский

    2. Новгородцы и московиты

    3. Романовско-советская историография

    4. Кто старший брат - Москва или Киев?

    5. Православие или христианство?

    6. История, «та самая, которая ни слова, ни полслова не соврет»

 

Оглавление сборника